1) 80% башкир имеют одинаковый ДНК (R1b) с французами, англичанами и др европейцами.
На самом деле башкиры состоят из разных родов и племен, имеющих разные индивидуальные гаплогруппы. Скажем, рода Бурзян, Гайна (Тархан) имеют одинаковую гаплогруппу R1b с англичанами, французами. Но общие их предки жили примерно 12тыс лет назад. Другая часть башкирских родов (Табын, Катай, Айле и др) имеют гаплогруппу R1a. Всего индоевропейских генов R1a и R1b имеют около 74 % башкир, финно- угорских (N)- 17% и остальных- 9 %.
2) Башкиры не занимались кузнечным делом.
На самом деле у башкир были распространены разные ремесла и все необходимое в быту они делали для себя сами. Но из-за восстаний по Указу от 11(22) февраля 1736г. башкирам было запрещено заниматься кузнечным делом и изготавливать оружие.
3) В башкирском языке мало синонимов.
На самом деле у башкир много синонимов, но сами мало их используют. Для сравнения, божья коровка на башкирском языке имеет 68 вариантов. Только в Учалинском районе 6 названий бабушки. Омонимов тоже много. Скажем, всем известные слова «Ак» имеет 42 значения, а «Кара»- 25 значений.
4) Башкиры потеряли от 700тыс до 1 млн человек во время голода 1921г.
По Переписи 1897г всего башкир насчитывалось 1,31млн человек, из них до 300тыс.- новобашкир из тептяр и мишар. В 1920г было более 1,4 млн башкир (без тептяр и мишар), а к 1926г осталось 713тыс. башкир. Примерно 300 тыс башкир умерло от голода и около 400тыс башкир (Мензелинские, северо- западные БАССР) записали себя татарами. Поэтому, если по Переписи 1897г насчитывалось 2228тыс. татар, то в 1926г. (даже после голода 1921г) стало 3241тыс.
5) Офицерство в Башкирском Войске в годы Гражданской войны состояло из башкир.
Как ни странно, среди офицеров Башкирском Войске было много представителей разных национальностей: русских, мишар, татар и тд. Дело в том, что в дореволюционной России офицерами становились только дети дворян. В Башкирских частях не хватало офицеров. Зато в Харби Шуро Казани и проекте «Идель- Урал» без дела остались мишарские и татарские штаб- офицеры: Касым Еникеев, Ильяс Алкин, Усман, Халил, Ахмеджан Терегуловы и др. Они и возглавили некоторые башкирские части, занимали высокие руководящие должности. Эти офицеры навсегда вписали свои имена в историю Башкортостана, созданного героическими усилиями множества людей, пожертвовавших собой ради идеи первой национальной республики современной России. Огромное им спасибо!
6) Башкирские деревни были основаны только в 18-19 веках.
Населенные пункты башкир обычно носили имя самого старшего по званию в деревне. Когда менялась власть, название деревни тоже менялась. Часто из- за этого происходила путаница. Поэтому в конце 18- начале 19 века власть закрепила основные названия деревень. Но последние 2-3 названия деревень все- таки остались. Боясь восстаний, Правительство не проводило Перепись башкирского населения до 1795 года. Поэтому выглядит так, как будто башкирским деревням максимум 200- 300 лет.
7) В войне против Наполеона башкиры получали жалование.
На самом деле башкиры участвовали в войнах и походах за свой счет, как было условлено при присоединении башкир к Русскому государству. Кроме строевых лошадей на каждого рядового башкира была предусмотрена еще одна вьючная лошадь на двоих. Каждому сотнику и есаулу разрешено было иметь по две лошади (строевой и вьючной). Вот этим вьючным лошадям выделялись фуражные деньги. Если в войне погибал башкир, то его строевую лошадь продавали, а деньги передавали семье. Сохранились интересные сведения по личному составу и лошадям 14 башкирского полка в ходе войны против Наполеона. Команды, выступавшие в дальние походы, переходили на содержание казны за 100 верст от сборного пункта. На этапной службе башкирские команды получали от казны провиант и фураж. Вот эти фуражные деньги хотели возвратить участники войны 1812-1814гг. из 14 башкирского полка. А деньги были немалыми – 34 658руб. 82коп. Только часть денег (17 505руб. 41коп) была возвращена в 30 января 1839года.
На начало войны на 530 башкир 14 башполка было 768, на 10 декабря 1812г было 512 лошадей, а на 28 декабря 1814 года осталось 293 лошадей.
Из 530 участников войны к 1821г в живых осталось 99 человек.
8) До революции башкирских девочек выдавали замуж в 12 лет.
У древних башкир традиционным возрастом для невесты было достижение 13-14 и даже 11-12 лет, для жениха 15-16 лет, что объясняется сохранением пережитков патриархальных отношений. Башкиры, как и все соседние мусульманские народы, при оформлении брака придерживались обычаев и установлений Корана и шариата, где возраст вступающих в брак не оговаривался. По закону 1744 г. запрещалось заключать браки до достижения женихом 15, а невестой - 13 лет. В 1830 г. брачный возраст был увеличен до 18 лет для жениха и 16 для невесты. Муллы, свершавшие ранние браки в нарушение закона, подвергались наказаниям. По переписным листам и Ревизским сказкам 19 века видно, что основную часть башкирок выдавали замуж в 18 лет. Д.П.Никольский в 1895г. пишет, что возраст вступающих в брак башкир, сравнительно с русскими, поздний – никогда не женятся ранее 21-25 лет, и девушки не выходят ранее 16-18 лет. Позднее вступление в брак у мужчин обусловливается почти исключительно экономическими условиями и солдатчиной. Если башкиру предстоит очередь отбывать воинскую повинность, то до окончания срока службы он не женится. Согласия детей на брак не спрашивается; всё дело решают родители. В советское время, после голода 1921г, многих девочек рано выдавали замуж, тк они считались лишними ртом в семье.
7) Были частыми башкиро-татарские браки.
По Указу Сената от 11 февраля 1736г. без согласия казанского губернатора башкирам заключать браки с казанскими татарами было запрещено под страхом уплаты огромного штрафа в 1-3 лошади. В 1737 г. были запрещены браки башкир и мишарей, указом от 11 мая 1747 г. - между башкирами и казахами.
Такой же запрет существовал и для сибирских татар с казанскими. Башкиро- татарские, башкиро- тептярские браки стали заключаться только в конце 19- начале 20 века, в основном на северо- западе Башкортостана. Мишари БАССР (и не только) до середины 20 века старались не вступать в брак с другими народами. Такой был обычай у них.
10) В Бурзянском районе проживают представители рода Бурзян.
На самом деле в Бурзянском районе проживают представители рода Карагай-Кыпсак, Бурзян и Тангаур. Представителей рода Бурзян даже больше в соседнем Баймакском районе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6