В 2014 году мы отпраздновали 341 годовщину со дня основания Глодян.
Любой населённый пункт мог бы столько времени жить и развиваться только благодаря активной поддержке со стороны общества и государства наиболее значащих факторов, к которым, в первую очередь, относится развитие образования и поддержка школы.
В Глодянах школа имеет свою славную историю, свои добрые традиции и уходит глубокими корнями в прошлое.
В 2012 году все общеобразовательные учебные заведения нашего города отметили знаменательную дату: 135-летие со дня открытия школы в Глодянах.
Об этапах развития образования в Глодянах можно подробнее узнать из труда С.П. Подгородного „История Глодянской средней школы”.
Знакомясь с материалами этой монографии историка Сергея Подгородного, мы узнаём что, до середины 19 века в Бессарабии школ не было. Первые шаги по открытию школ начали проявляться после 1861 года, после отмены крепостного права в России.
Сеть школьных учреждений в рамках нынешнего Глодянского района состояла из церковно-приходских, школ грамоты и министерских училищ.
В 1877 году земством в Глодянах была открыта двухлетняя церковно-приходская школа, которая содержалась на средства населения, и епископии.
За всю свою историю школа неоднократно претерпевала изменения касающиеся формата обучения:
до 1920-х годов учащиеся проходили обучение только на уровне начальной школы (2 класса);
в 20-30 годы в Глодянах действовала начальная, но уже 4-х летняя школа и дополнительно была открыта семилетняя.
В старших классах семилетнeй школы занималось немного учеников, но и те не всегда её заканчивали.
Так, в 1934-1935 учебном году её закончили только три ученика, остальные - не выдержали экзаменов.
В 1944-1945 учебном году была открыта единственная в районе Глодянская средняя русско-молдавская школа.
A в 1946-1947 учебном году в Глодянах начал действовать „Закон о Всеобуче”,то есть все дети, начиная с семилетнего возраста, были охвачены школой и сели за парты.
В 1948 году состоялся первый выпуск Глодянской средней школы.
В течение нескольких послевоенных лет школа располагалась в 3-х зданиях, из которых два каменных и одно - глиняное.
Впоследствии силами школы было построено несколько пристроек.
Первого октября 1949 года в Глодянах была открыта средняя вечерняя школа.
В 1959-1960 учебном году семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние, а затем 10-летние в 11-летние средние общеобразовательные школы.
В 1963 году состоялся Первый выпуск учащихся 11-х классов.
С 1-го сентября 1964 года одиннадцатилетняя школа вновь была реорганизована в десятилетку.
В 1963 году за счёт государственных средств в Глодянах было построено двухэтажное типовое школьное здание, в которое перешли заниматься учащиеся средних и старших классов.
А в 1968 - произошло деление школы. Молдавские классы были отделены в самостоятельную школу и, таким образом, в тогдашнем посёлке Глодяны возникли две школы: №1 - Молдавская средняя школа и №2 - Русская средняя школа.
В 1969 году состоялся первый выпуск Глодянской средней школы №2.
1 сентября 1975 года в подарок учащимся Глодянской средней школы №2 были преподнесены символические ключи от нового 3-хэтажного здания школы, хотя начальные классы занимались здесь с 1 сентября 1974 года.
А 1 сентября 1979 года в посёлке сахарного завода была открыта Глодянская средняя школа №3, куда по предложению городского Совета перешла учиться часть учащихся Глодяннской средней школы №2.
В настоящее время все три Глодянские школы реорганизованы в Теоретические лицеи: имени Василия Коробана, имени Льва Толстого, имени Дмитрия Кантемира.
Наряду с лицеями в Глодянах на данный момент действует школа искусств, Спортивная Школа и Дом детского творчества.
Работая с архивными материалами, мы выявляем фамилии учителей и начальников Глодянской школы в период со дня её основания и до военного периода 1944 года.
Так, мы выяснили, что Климович Франц Иосифович долгое время руководил Глодянской начальной и сверхначальной школой и продолжил руководство Глодянской средней школой в 1944-1946 годах.
Еутушану Мария была директором начальной школы для девочек в период с 1923 по 1940 и с 1941 по 1944 годы.
Габор Василий являлся директором начальной школы для мальчиков с 1923 по 1938 годы.
В 1940-1941 годы с установлением советской власти в Бессарабии была введена советская система обучения и не было деления на школы для мальчиков и девочек.
В послевоенный период руководили школой директора:
Климович Франц Иосифович (1944-1946 годы),
Наконечный Григорий Матвеевич (1946-1949),
Кнобель Зюня Давыдович(1949-1951),
Пустовойтенко Тарас Иванович (1951-1957),
Кулеватова Нина Сергеевна (1957-1960),
Русановский Василий Георгиевич (1960-1961),
Панько Павел Николаевич (1961-1963 годы).
В 1968-1970 годы, после деления школы, Глодянской средней школой №2 руководили:
Кейсерман Леонид Борисович (1963-1968; 1970-1976годы), Данилова Валерия Ивановна (1976-1982),
Ольваника Мария Емельяновна(1982-1983),
Кушнирюк Михаил Иванович (1983-1987),
Гладыш Василий Кузьмич (с1987 года по настоящее время).
Сегодня каждая из Глодянских школ-лицеев идёт своим путём, пишет свои страницы истории.
К сожалению, почти не осталось учителей, которые помнят время совместной работы в единственной тогда русско-молдавской средней школе.
Миссия школы изменилась. Сегодня цель нашего лицея - это формирование компетентной личности, способной к самостоятельному выбору жизненного пути.
Нужно осознавать,что мы живём в капиталистическом мире. Наши дети должны быть конкурентноспособными, как на рынке образования, так и на рынке труда.
Слоган нашего лицея - „Не догонять время, а идти в ногу с ним. Или даже опережать его, хотя бы на миг”.
Визитной карточкой нашего лицея являются школьный планетарий, кабинеты лабораторных и информационных технологий, где учащиеся имеют возможность проводить замечательные эксперименты и изучать почти все предметы в электронном варианте.
В учебном расписании начальной школы введены дополнительные предметы: английский, хореография и шахматный всеобуч, а также компьютерная грамотность, которая является обязательной, начиная с первого класса, хотя программой предусмотрено только начиная с седьмого. Если ждать столько времени, то наши дети точно опоздают.
Тот, кто не работал в школе последние 10-15 лет, не сможет работать успешно.
В современной школе изменились отношения между учителем и учениками. Убеждён, что только в партнёрских отношениях - залог успеха.
При этом главное действующее лицо - это ученик. Педагогический коллектив и учащиеся лицея неотступно следуют священному пути познания.
Василий Гладыш, директор ТЛ им. Льва Толстого города Глодень
2014 год.
Комментарии 1
«Может быть, другие школы лучше,
Может быть, красивей и светлей.
Все равно, родная наша школа,
Ты для нас дороже и милей»