100 лет со дня рождения Пола Ньюмана: бессмертные роли голубоглазого голливудского бунтаря
●
Пол Ньюман — один из величайших актеров в истории американского кино. Он начал сниматься в фильмах в эпоху Старого Голливуда, преуспел в век Нового и дожил до современного периода. Как и Джеймса Дина, с которым Ньюмана нередко сравнивали на заре карьеры, его по праву можно назвать культурным феноменом. Что интересно, успех пришел к Ньюману почти сразу. В 1954 году он дебютировал в картине «Серебряная чаша», где сыграл скульптора Базиля, которому было поручено сделать оправу для Святого Грааля. Несмотря на то, что лента была встречена разгромной критикой, а сам актер подумывал завязать с кинематографом, признание не заставило себя долго ждать. Спустя два года он примерил на себя образ боксера Рокки Грациано в байопике «Кто-то там наверху меня любит». Уже тогда многие разглядели в Ньюмане потенциал. И не прогадали! Благодаря этому фильму актер получил путевку в мир большого кино.
За свою пятидесятилетнюю карьеру он воплотил на экране множество культовых ролей, получил 10 номинаций на «Оскар» и стал одним из тех, чье имя всплывает в голове при упоминании Голливуда. По случаю юбилея великого актера мы подготовили подборку из семи знаковых картин с участием актера.
«Кошка на раскаленной крыше»
*
«Кошка на раскаленной крыше». Фото: кадр из фильма
Когда-то Брик Поллит (Пол Ньюман) был звездой американского футбола. Теперь он алкоголик, не вылезающий из состояния запоя. Спиртное — единственное, в чем он находит спасение после трагической смерти лучшего друга. Вместе со своей супругой Мэгги (Элизабет Тейлор) он приезжает в отцовский особняк на празднование юбилея. Недавно Харви «Большому Папе» Поллиту поставили смертельный диагноз. Узнав об этом, семейка начинает раньше времени делить наследство. Ушлая женушка подначивает Брика заполучить расположение отца: в отличие от других гостей, собравшихся в имении, у них есть преимущество.
В 1955 году писатель Уильям Теннесси был удостоен Пулитцеровской премии за пьесу «Кошка на раскаленной крыше». Идеей перенести ее на экран сразу же после выхода загорелись продюсер Лоуренс Вайнгартен и режиссер Ричард Брукс. Оригинальное произведение в свое время вызвало переполох в литературном сообществе из-за того, что в нем поднимались темы, о которых было не принято говорить во всеуслышание. В Голливуде в те годы существовал ультраконсервативный кодекс Хейса, так что не могло быть и речи о дословной экранизации. Чтобы пройти цензурный барьер, пришлось пустить под нож основополагающие детали сюжета первоисточника. Несмотря на то, что автор пьесы жестко раскритиковал киноадаптацию за перекройку текста, картина снискала коммерческий успех и принесла Полу первую номинацию на «Оскар». Хотя Элизабет Тейлор очевидно доминировала в дуэте главных действующих лиц, многие журналисты отмечали, что именно Ньюман стал душой фильма.
«Бильярдист»
*
Эдди Фелсон (Пол Ньюман) по прозвищу «Быстрый» — молодой и амбициозный игрок в пул, придумавший собственную схему заработка. Позволяя своим противникам одерживать промежуточные победы, он подначивает публику ставить против него, а затем наносит оппоненту сокрушительное поражение и срывает куш. Эдди путешествует по стране в поисках достойного соперника, наивно полагая, что равных ему попросту не существует. Однажды он сталкивается с легендарным игроком по кличке «Толстяк Миннесота» (Джекки Глисон) и с треском проигрывает. Разглядев в Фелсоне талант, над ним берет шефство магнат Берт Гордон (Джордж К. Скотт).
Многие критики сходятся во мнении, что роль в фильме «Бильярдист» является вершиной творчества Ньюмана. Актеру было важно передать двойственность своего героя: показать его сразу и как талантливого авантюриста, не допускающего ошибок, и как человека, у которого полно уязвимых точек. Во время подготовки к роли Пол посещал курсы по игре в бильярд и общался как с любителями, так и с мастерами спорта. Все шло к тому, что актер обзаведется заветной статуэткой, однако тогда его обошел Максимилиан Шелл («Нюрнбергский процесс»). «Бильярдист» спустя годы обрел культовый статус и получил сиквел, который исправил эту несправедливость.
«Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид»
*
Буч Кэссиди (Пол Ньюман) и Сандэнс Кид (Роберт Редфорд) снискали славу неуловимых преступников на Диком Западе. Ранее они промышляли налетами на банки, но когда это стало слишком опасным предприятием, грабители переключились на грузовые поезда. Однако после ряда удачных ограблений они становятся мишенью для лорда Балтимора, который организует погоню. Не зная испанского языка, бандиты решают залечь на дно в Боливии.
Нет более исконно американского жанра, чем вестерн. Становление классического Голливуда было неразрывно связано фильмами этого направления. Иронично, что именно ревизионистский вестерн Джорджа Роя Хилла внес свою лепту в разрушение его устоев. «Буч Кэссиди и Кид Сандэнс» — это фильм-революция, выворачивающий наизнанку расхожие клише и условности. Поскольку лента представляет собой архетипичное «buddy-movie», было крайне важно сделать связь героев на экране органичной. Впрочем, с тем, кто сыграет Буча, создатели определились сразу.
На кандидатуре Пола Ньюмана настоял сценарист Уильям Голдман, который писал роль специально под него. Несмотря на то, что фильм был удостоен семи номинаций на премию «Оскар» и по итогу церемонии забрал четыре награды, актерские работы были незаслуженно проигнорированы киноакадемией. Впрочем, это не помешало картине собрать внушительную сумму денег в прокате (с учетом инфляции это самый кассовый вестерн) и обзавестись культовым статусом. Дуэт Ньюмана и Редфорда и по сей день считается одной из самых каноничных товарищеских связок в истории мирового кино.
«Вердикт»
*
Когда-то Фрэнк Гэлвин (Пол Ньюман) был известным адвокатом, не проигрывающим ни одного дела, но со временем пристрастился к бутылке. Теперь его карьера стремительно летит под откос, а сам он изо дня в день безбожно спивается. Однако его жизнь кардинально меняется, когда он берется за, как ему кажется, рутинное и второразрядное дельце о врачебной ошибке в католическом госпитале.
Юридическая драма «Вердикт» — это экранизация одноименного романа-бестселлера Барри Рида. Изначально в роли Фрэнка Галвина продюсеры видели Роберта Рэдфорда, звезду выше упомянутого «Буча Кэссиди и Кида Сандэнса». Однако тот отказался, сославшись на непривлекательность персонажа. Именно Рэдфорд порекомендовал взять на главную роль своего друга и коллегу по съемочной площадке Пола Ньюмана. Этот перформанс считается одним из самых важных и сложных в карьере актера наравне с персонажем Эдди Фелсона из «Бильярдиста». В 1982 году казалось, что уж в этот раз удача точно улыбнется ему, и он, наконец, обзаведется персональным «Оскаром», но этого не произошло. Впрочем, до вручения Ньюману золотой статуэтки оставалось подождать еще совсем немного.
«Цвет денег»
*
Эдди Фелсон (Пол Ньюман) уже давно отошел от дел, переквалифицировавшись в предпринимателя. Однажды в баре он встречает Винсента (Том Круз), способного, но еще зеленого игрока в пул. Вскоре он понимает, что их мотивы расходятся. Для ученика-максималиста главным в спорте является победа, в то время как для него важнее всего деньги.
Спустя 25 лет после выхода на экраны фильма «Бильярдист» свет увидело его продолжение, также базирующееся на книге писателя Уолтера Трэвиса. Режиссером картины выступил Мартин Скорсезе, за плечами у которого уже были культовые «Таксист» и «Король комедии». Конечно, представить сиквел фильма 1961 года без его главной звезды было просто невозможно. Повезло, что Пола Ньюмана не пришлось долго упрашивать: актер с большим удовольствием вернулся к роли Эдди Фелсона, который вышел на пенсию, превозмог свой азарт и сам стал наставником для одаренного юнца.
Оценки относительно качества ленты разнятся. К примеру, некоторые критики считают «Цвет денег» одной из наименее удачных работ в фильмографии Скорсезе. С тем, что картина по меньшей мере проигрывает первой части, спорить действительно трудно, однако не отметить замечательную игру Ньюмана наградой было бы преступлением. Именно этим руководствовались академики, присуждая актеру приз в соответствующей категории. Справедливости ради стоит упомянуть, что годом ранее он уже получил «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
«Проклятый путь»
*
Разгар Великой депрессии. Майкл Салливан (Том Хэнкс) — с виду ничем не примечательный гражданин. Однако за этим образом законопослушного гражданина и добропорядочного семьянина скрывается гангстер, который берется за выполнение грязной работы по заданию своего босса, криминального авторитета Джона Руни (Пол Ньюман). Однажды его сын, которого тоже зовут Майкл (Тайлер Хэклин), узнает, чем на самом деле занимается его отец, после чего прежняя идиллия стремительно рушится.
Что интересно, фильм Сэма Мендеса является экранизацией комикса Макса Аллана Коллинза и Ричарда Пирса Рейнера, который в свою очередь был вдохновлен «Крестным отцом». Поэтому неудивительно, что журналисты в своих рецензиях нередко проводили аналогии между героем в исполнении Пола Ньюмана и Вито Карлеоне, сыгранным Марлоном Брандо. Также критики отмечали, сколь удачным получился экранный дуэт актера с Дэниелом Крейгом, воплотившим в ленте ревнивого сыночка гангстера. За эту роль, ставшую последней большой работой в карьере, Ньюман получил номинации на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.
/Никита Маргаев /
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1