Идеология буржуазная — идеология, отражающая интересы класса капиталистов, т. е. собственников основных средств производства (фабрик, заводов, железных дорог и т. д.). Буржуазия как класс возникла и развилась в недрах феодального общества и в течение столетий разрабатывала идеи, в которых обосновывала право на свое политическое и экономическое господство. Большую роль в формировании И. б. сыграли мыслители эпохи Просвещении, которые вели борьбу против церковно-феодальной идеологии. В период крутой ломки феодальных и становления капиталистических отношений складывались и получали распространение раннебуржуазные лозунги «свободы», «равенства» и «братства».
К. Маркс и Ф. Энгельс дали образец научного, исторического подхода к идеологии ранней буржуазии, раскрыли ее последующую эволюцию.
Они разъяснили, что лозунги, выдвинутые буржуазией, представляют собой, с одной стороны, определенные исторически оправданные требования восходящего класса, с другой — политические фикции. В этом смысле «царство разума» было у просветителей не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, «вечная справедливость» реализовалась в куцей буржуазной юстиции, «равенство» свелось к формальному равноправию перед законом, а буржуазная собственность оказалась одним из самых существенных «прав человека».
В качестве правящего класса буржуазия уже не в состоянии доказать, будто ее интересы отражают всеобщее благо. В конце XIX в. — начале XX в. капитализм вступил в свою последнюю стадию — империализм. Буржуазия окончательно превратилась в реакционную силу. Углубились и обострились социальные антагонизмы капиталистического общества. В этих условиям перед буржуазными идеологами встала задача оправдать существование капиталистической системы, показать ее жизнеспособность, сгладить лежащие в ее основе непримиримые противоречия, а с другой стороны, опорочить единственно научную марксистско-ленинскую, коммунистическую идеологию. Стержнем И. б. стал антикоммунизм.
Вот почему элементы достоверного социального знания, содержащиеся в раннебуржуазной идеологии, сменились откровенной апологетикой капиталистических отношений. К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли объективные причины, которые привели к перерастанию буржуазной идеологии в социальную мифологию. Так, широкое распространение получили мифы «буржуазного прогресса», «равенства», «процветания», «всеобщего благоденствия» и др.
И. б. выступает как единое целое, когда речь идет о главных задачах — борьбе против коммунизма, об историческом оправдании и увековечении капитализма. Однако внутри нее существуют различные идейно-политические течения — либерализм, консерватизм и мелкобуржуазный радикализм. Либерализм как специфическое течение И. б. берет начало в Англии — программа вигов конца XVII в., на континенте — в идеях французского просвещения. Основываясь на трудах Дж. Локка, А. Смита и Дж. Милля, либералы отстаивали мысль об индивидуальной автономии человека, вынашивали прогрессистские иллюзии. К середине 70‑х гг. XIX в. либеральное движение в Европе достигло наибольшего влияния и распространения, затем (особенно между двумя мировыми войнами) влияние либерализма резко упало. Современный либерализм переживает кризис. Идея государственно-монополистического управления экономическими и социальными процессами, централизованной бюрократической власти, так же как и вера в прогресс, которые составляли основу либерального курса после второй мировой войны, находятся под сильным критическим обстрелом консерваторов и радикалов.
Консерватизм формировался как защитник традиционного общества, противник демократизации общественной жизни. Эти идеи нашли отражение в наследии таких буржуазных авторов, как Берк, Колридж, Токвиль, Бурхардт. На различных исторических этапах консерватизм приобретал различные оттенки и особенности. Наиболее реакционным и агрессивным крылом консерватизма является фашизм. В современных условиях к консерватизму относятся неофашисты, «новые правые» и неоконсерваторы. Неоконсерватизм оформился в США и ряде других западноевропейских государств в 70‑х гг. XX в. Неоконсерваторы выступают с идеализацией частнопредпринимательской практики, с лозунгами «сильной власти».
Мелкобуржуазный радикализм как течение отражает различные тенденции. В нем находят отражение движения анархического толка, поиски так называемой альтернативной цивилизации. Заметное место в нем занимают также экстремистские и террористические группы. Названные течения отличаются друг от друга конкретными способами защиты капитализма, методами борьбы против коммунизма. Они отражают интересы различных отрядов буржуазии. И. б. сегодня переживает острейший кризис.
Источник Научный коммунизм
Комментарии 1