1.15-23 (2-10) декабря 1917 г. в Омске состоялся III Западно-Сибирский областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который подтвердил переход власти к Советом по всей Западной Сибири и заявил о своей полной поддержке Советского правительства.
Председателем исполкома Омского Совета рабочих и солдатских депутатов был избран большевик В.М. Косарев. 2 декабря 1917 г. в Омске открылся III Западносибирский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший Советскую власть на всей территории Западной Сибири.
Омский Совет назначил своих комиссаров во все учреждения. Все старые органы власти, городские думы, земства были распущены. Создавались советские местные органы власти: для управления предприятиями организован Совнархоз, вместо старого суда был создан революционный трибунал во главе с делегатом II Всероссийского съезда Советов А.А. Звездовым. Для охраны порядка была организована рабочая милиция. В январе 1918 г. была упразднена войсковая управа Сибирского казачьего войска, а управление Сибирским войском сосредоточено в руках Совета казачьих депутатов. В марте 1918 г. Омский Совет организовал отдел по борьбе с контрреволюцией, переименованный впоследствии в Чрезвычайную Комиссию.
Первыми шагами вновь избранного исполнительного комитета Омского Совета стало образование ряда комиссий (финансовой, хозяйственной, юридической и др.) и подготовка к проведению в жизнь декретов Совнаркома.
Одной из острейших проблем, с которыми лицом к лицу столкнулось руководство Совета, стала нехватка денежных средств. С этой целью комиссары Совета предприняли попытки установления жесткого контроля над деятельностью отделений банков и казначейства. Другой мерой стало осуществление в Омске декрета о государственной монополии на печатание объявлений.
2. 15 (2) декабря 1917 года в Красной Армии введён первый отличительный знак – красная звезда.
15 декабря 1917 году в Красной Армии был введен первый отличительный знак - красная эмалевая звезда. Создателем эмблемы стал командующий Петроградским военным округом Константин Еремеев. В звезде подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты. А красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.
Символ был достаточно удобным по многим параметрам: во-первых ее впервые использовали французские революционеры, к которым новая власть питала симпатию; а во-вторых, несмотря на то, что звезды были еще на погонах офицеров царской армии, они не были таким же символом монархии, как двуглавый орел.
3. 15 декабря 1923 года родился Валентин Иванович Варенников - советский военачальник, генерал армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
В.И. Варенников — участник Великой Отечественной войны, Знаменосец Победы, Герой Советского Союза. Участвовал также в военных событиях в Анголе, Сирии, Эфиопии и Афганистане. В 1971—1973 годы — первый заместитель Главкома Группы советских войск в Германии, в 1973—1979 годы — командующий Прикарпатского военного округа, в 1979—1984 годы — начальник Главного оперативного управления — 1-й заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, в 1984—1989 годы — 1-й заместитель начальника Генштаба ВС СССР, начальник группы управления Минобороны СССР в Афганистане, в 1989—1991 годы — главнокомандующий сухопутными войсками, заместитель министра обороны СССР, член совета обороны. Главный организатор работ воинских частей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 23 августа 1991 года арестован по делу о Государственном Комитете по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). Отказался от амнистии. 14 декабря 1992 года освобожден. 11 августа 1994 года оправдан. 7 февраля 1994 года уволен с военной службы в звании генерала армии. До 2009 года был советником министра обороны.
До конца своих дней В.И. Варенников оставался активным борцом за историческую правду о Великой Отечественной войне, преданным патриотом своей Родины. Скончался 6 мая 2009 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Заслуги генерала армии В.И. Варенникова перед Отечеством отмечены многими государственными наградами. Он удостоен звания Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии за участие в изобретении нового оружия (1990 г.), награжден тринадцатью советскими орденами, в том числе: двумя орденами Ленина; четырьмя орденами Красного Знамени; орденами — Октябрьской Революции, Кутузова первой степени; тремя орденами — Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» третьей степени, а также многими медалями и более чем двадцатью иностранными орденами и медалями.
4. 15 декабря 1938 года погиб при испытании нового истребителя «И-180» В.П. Чкалов, советский лётчик–испытатель. Герой Советского Союза, который разработал ряд новых фигур высшего пилотажа; в 1936–1937 гг. совершил беспосадочные перелёты Москва – остров Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым. Герой Советского Союза.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
5. 15 декабря 1943 года СССР признал Национальный комитет освобождения Югославии во главе с И.Б.Тито.
2-я сессия АВНОЮ (Антифашистского веча народного освобождения Югославии) (ноябрь 1943) приняла решение о строительстве демократического федеративного государства на принципах равенства и братства народов Югославии. Решения АВНОЮ о преобразовании АВНОЮ в верховный представительский, законодательный и исполнительный орган, об образовании первого народного правительства страны — Национального комитета освобождения Югославии (НКОЮ) ознаменовали рождение народной Югославии. Советский Союз поддержал конституирование новой Югославии. Советское правительство оказывало НКОЮ дипломатическую поддержку, военную и материальную помощь; в феврале 1944 в Югославию прибыла советская военная миссия. 16 июня 1944 на о. Вис между председателем НКОЮ И. Броз Тито и новым эмигрантским премьер-министром И. Шубашичем, осудившим коллаборационизм четников и пошедшим на сотрудничество с народно-освободительным движением, было подписано соглашение. Подтверждалось право АВНОЮ и НКОЮ осуществлять верховную власть в стране.
6. 15 декабря 1943 года пущен в производство модернизированный танк Т-34-85 с 85-мм пушкой, способный противостоять немецким «тиграм» и «пантерам».
В августе 1943 года итоги Курской битвы обсуждались на специальном заседании ГКО. Выводы были неутешительны. Новые немецкие танки не только имели толстую лобовую броню, но и оснащались превосходными орудиями, позволявшими расстреливать советские танки с самых дальних дистанций. Было решено в самые короткие сроки и без снижения выпуска танков перевооружить Т-34 более мощной пушкой калибра 85-мм. В разработке нового орудия приняли участие три артиллерийских КБ. В Москве работало КБ Петрова, известное созданием пушки Д-5 для танков КВ-85, СУ-85 и ИС-1, и конструкторский коллектив под руководством В.Грабина. Третьим проектом, который разрабатывался на заводе №92 в Горьком, руководил А.Савин. К концу 1943 года все три прототипа орудий были установлены в стандартные башни Т-34 и направлены на полигон под Горький для проведения испытаний.
Т-34-85 впервые принял участие в боях весной 1944 года в составе 1-ой гвардейской танковой армии. Во время наступления в Белоруссии и на Украине эти новые танки успешно противостояли многочисленным "Тиграм" и "Пантерам". Оснащённый мощной пушкой калибра 85-мм, Т-34-85 стал первым советским танком, в башне которого размещались три человека. Это позволило командиру не отвлекаться на обслуживание орудия и полностью сосредоточиться на управлении танком или подразделением в бою. К этому времени уже на всех "тридцатьчетверках" стояли радиостанции, что вместе с возросшим мастерством танковых экипажей сделало Т-34-85 исключительно эффективным и грозным оружием на заключительном этапе войны. Серийное производство Т-34, вооружённого 85-мм пушкой, продолжалось и после войны, а до мая 1945 года заводы изготовили около 21000 Т-34-85.
7. 15 декабря 1951 года были образованы радиотехнические войска ВВС СССР.
Зарождение радиотехнических войск (РТВ) началось еще до Второй мировой войны. Для обнаружения авиации противника, наблюдения за ее действиями, оповещения сил и средств ПВО и населения городов о воздушной опасности была организована служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).
РТВ как род войск были созданы 15 декабря 1951 г. постановлением Совета Министров СССР на базе частей ВНОС ПВО страны и радиолокационной службы истребительной авиации ПВО и именовались в то время —РТВ ВНОС ПВО страны. В 1955 г. переименованы в РТВ ПВО страны, в 1980 году в РТВ ПВО.
Отменную профессиональную выучку специалисты РТВ продемонстрировали перед всем миром 1 мая 1960 г., обнаружив и обеспечив уничтожение американского самолета-разведчика «Локхид» У-2.
8. 15 декабря 1961 года впервые в истории воздушного сообщения был совершен межконтинентальный перелет советских самолетов Ан-12 и Ил-18 из Москвы в Антарктиду и обратно.
После двух антарктических экспедиций (1955–1957 и 1958–1960 годов) стало ясно, что путь к Южному полюсу через моря и океаны обходится дорого и занимает полтора-два месяца. Воздушные перелеты сэкономят время и позволят полнее использовать короткий летний сезон для трансконтинентальных переходов и доставки личного состава. Был выбран маршрут протяженностью 25 793 километра Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта — Дарвин — Сидней — Крайстчерч -МакМердо (Антарктида). Последним пунктом посадки стал аэродром советской антарктической станции Мирный.
Самым драматическим для экипажей стал последний отрезок пути Крайстчерч — МакМердо (американской базы в Антарктиде). Маршрут протяженностью 6 тысяч километров при запасе горючего на 10 тысяч. Казалось, топлива в баках должно хватить с запасом. «Точка возврата» планировалась на отметке 4 тысячи. Пролетая эту точку, пилоты попытались связаться с американцами, но связь как ножом обрезало. Все же решили рискнуть и лететь дальше, была еще возможность попытаться совершить посадку на плато в 300 км от Мирного.
Через пару с половиной часов в эфире появились американцы: «Простите, у нас технические неполадки со связью». «Ну, неполадки так неполадки, проворчал Слон (так называли за габариты и молчаливость командира), — вспоминал Андрей Капица. — А на подходе заложил лихой вираж и с ходу, не осматривая посадочную полосу, приземлился в самом начале ледяной полосы, далеко от того места, где его ждали американцы. Потом подрулил, и хозяева встретили его ревом восторга. Такой посадки здесь никто никогда не видел. Вечером они устроили в нашу честь прием. Зайдя к радистам, я спросил, какие были технические трудности». — «Да не было никаких неполадок. Просто начальство приказало помолчать, проверяло ваши навигационные приборы и нервы. Все оказалось в порядке. Плюнь ты на это, ты же русский, давай выпьем». Что мы и сделали…»
9. 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в мире совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне. Информация со спускаемого аппарата поступала в течение 53 минут, в том числе — 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475°C на поверхности планеты.
Задача достижения поверхности планеты Венера была достигнута, однако программа полета станции «Венера-7″ выполнена частично. Главным результатом полета станции «Венера-7″ стало достижение впервые в мире поверхности планеты Венера. При этом аппарат совершил посадку на ночной стороне Венеры. Из-за отказа телеметрического коммутатора была получена лишь информация о температуре атмосферы Венеры на участке спуска и у ее поверхности. По полученным данным был выявлен адиабатический характер изменения температуры. Это позволило, используя уравнения гидростатического равновесия и газового состояния и данные измерений предыдущих станций, рассчитать распределение давления и плотности в атмосфере Венеры по высоте вплоть до поверхности. Оказалось, что давление у поверхности Венеры составляет 90±15 атмосфер, а температура — 475°±20°С.
Это было полвека назад.
Теперь не то. Теперь у нас люди европейской культуры, Солженицына проходят в школе, вспоминают Россию, Которую Мы Потеряли...
30-е годы были необыкновенными. Пилоты совершали беспосадочные перелеты на длинные расстояния, Полеты Чкалова-Белякова-Байдукова сначала на ДВ, затем через Северный полюс в Америку., на льдине зимовали, четыре полярника (Папанинцы).Популярным было стихотворение "Четыре товарища жили на льдине у самой вершины земли..."Шахтеры добывали уголь,давая несколько норм за смену. Ширилось движение стахановцев. В сельском хозяйстве Паша Ангелина возглавляла женскую бригаду трактористок. И как это выручило во время войны, когда мужчины ушли на фронт и их заменили женщины. Они пахали, сеяли. убирали. Не отставали писатели, кинорежиссеры создавая такие фильмы как "Трактористы", "Свинарка и пастух", "Богатая невеста","Семеро смелых"..Прославлялось желание трудиться лучше, достигать высоких результатов, распространять опыт работы передовиков.Да, 30-е годы были действительно необычными. С .
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3