"Москвич-2144" «Истра» — опытный автомобиль завода АЗЛК. Был изготовлен в единственном экземпляре примерно в 1985-88 годах.
В 1985 году на АЗЛК в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР) была создана группа перспективных разработок. Группа работала над перспективной моделью нового автомобиля "Москвич-2144" ("Истра"). Руководителем группы был инженер-конструктор Александр Васильевич Куликов, который и придумал название для новой машины. За конструкторские работы по кузову отвечал Михаил Душутин. Он разработал практически все элементы кузова новой модели.
Макет Москвича 2144
"Москвич-2144" «Истра» отличался целым рядом уникальных решений, в числе которых — дюралевый кузов (изготовленный в городе Кирове) без центральной стойки. Единственная боковая дверь, открыавшаяся вертикально вверх, открывала доступ одновременно на оба ряда сидений. Предполагалась установка дизеля фирмы Elsbett, работающего даже на рапсовом масле. Планировалось применение в автомобиле прибора ночного видения и проецирования индикации показаний приборов на ветровое стекло.
Концепт-кар был построен в рамках программы "Автомобиль 2000 года" — советское правительство предложило конструкторам попробовать предугадать, какими будут машины через пятнадцать лет. "Истра" действительно поражает многими техническими решениями, например коэффициент сопротивления легкого алюминиевого кузова с отличной аэродинамикой составлял всего 0,149.
Дизайн нового автомобиля разрабатывал художник-конструктор ХКБ С.Ивакин. Сначала он изготовил пластилиновый макет в масштабе 1:4, который был продут в аэродинамической трубе. Затем Ивакин с помощью компьютера создал математическую модель. С помощью математической модели на специальном пятикоординатном фрезерном станке была отфрезерована поверхность кузова из пенопласта, с которой были сняты матрицы. По матрицам были сделаны кузовные панели из стеклоткани и оконные панели из оргстекла. После этого началась постройка макетного образца. Кузовные детали установили на каркас-шасси, имеющий настоящие колеса. С применением той же технологии изготовили интерьер. Под капот установили макет двигателя. Макетный образец автомобиля «Истра» окрасили в белый цвет, хорошо передающий элегантную пластику поверхности кузова.
На "Истре" предполагалась управляемая электроникой пневмоподвеска с изменяемой жесткостью амортизаторов и высотой положения кузова в зависимости от скорости движения и дорожного покрытия, по которому ехал автомобиль. Подавая дополнительно давление в цилиндры, она должна была усиливать подрессоривание переднего моста при торможении, заднего – при ускорении, правой и левой стороны – при соответствующих кренах. В зависимости от дороги и скорости меняется жесткость подрессоривания и высота положения кузова от 140 до 240мм.
На машине планировалась установка климатической установки с кондиционером, которую проектировало НПО "Красная Звезда". НИИШП должен был подготовить оригинальные шины. НПО "Автоэлектроника" занималось разработкой приводов агрегатов.
На экспериментальном "Москвиче" должны были присутствовать средства активной и пассивной безопасности, включающий в себя ABS (антиблокировочная тормозная система), ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки безопасности и даже сканеры переднего обзора, которые с помощью проекционного дисплея выводили картинку на лобовое стекло. В условиях недостаточной видимости и в темное время суток все предметы, животные, люди проецируются на лобовое стекло, снижая вероятность столкновения. Отдельного упоминания заслуживает бортовая система самодиагностики. В отличие от современных систем, где просто загорается лампа неисправности, например, "check engine", вынуждающая по любому поводу обращаться на сервис (и соответственно тратить деньги), "москвичевская" система сразу выводила на экран исчерпывающую информацию о неисправности и способах ее локализации и устранения. Это был совершенно иной подход не только к созданию автомобиля, но и к потребителю, которого "не держали за дурака".
Макет двигателя на Москвич 2144
Под капотом должен был разместиться компактный трехцилиндровый 68-сильный турбодизель ELKO 3.82.92Т (а в дальнейшем, при постановке на производство планировался новый оригинальный двигатель, созданный на основе технологий ELKO). Мощности двигателя было достаточно для того, чтобы разогнать легкую машину до 185 км/ч, ведь "Истра" весила порядка 700 килограмм. Расход топлива на 100 километров составлял от 2,2 до 3,5 литров в зависимости от режима езды. Однако главный секрет чудо-мотора заключался в том, что он мог работать на разных видах топлива: солярке, керосине, бензине и даже на растительном масле! Оснащенный данным мотором "Москвич-2141" в 1990 году вне зачета участвовал в экоралли "Москва-Рига" и на трассе показал невероятно низкий расход топлива в 2.69 литра на 100 км пути.
Двигатель был агрегатирован с полноприводной бесступенчатой трансмиссией (клиноременный вариатор, управляемый электроникой). Расширенный силовой диапазон позволял срывать машину с места с ускорением 6-7 м/с или же "ползти" вперед или назад на сверхмалых скоростях в режиме парковки или, например, раскачки застрявшего автомобиля. АЗЛК официально заявил, что готов с середины 90-х годов приобретать такие двигатели в количестве до 100-120 тыс. штук в год и взять на себя соответствующую часть финансирования подготовки их массового производства. Заинтересованность АЗЛК в этом двигателе обуславливалась планируемым созданием двух дополнительных автосборочных производств для производства минивэна "Москвич-2139" (в г.Сухиничи Калужской области) и фургона "Москвич-3733" (в г.Красноармейск Саратовской области).
Москвич 2144
В начале 1991 года между АЗЛК и ПО "Курганский машиностроительный завод" был заключен Генеральный договор о взаимном сотрудничестве по реализации планов создания в течение пяти лет на Курганмашзаводе мощностей по выпуску двигателей ELKO в объеме не менее 200 тыс. штук в год. В развитие этого договора через несколько месяцев было создано ТОО "Алеко-Дизель", в котором, помимо АЗЛК и Курганмашзавода, непосредственное участие приняло и НАМИ. Предполагалось совместными усилиями довести этот дизель (и установку его на автомобили "Москвич" ) до массового производства уже к 1994-1996 году — в зависимости от объема финансовых средств, которые удалось бы привлечь к этому проекту. К собственно проектированию нового завода была привлечена немецкая фирма "Либхер", которая, кстати, перед этим успешно выполнила для АЗЛК техпроект его собственного нового моторного производства. Сама фирма Elsbett подтвердила свою готовность принять непосредственное участие во всех вопросах по обеспечению доводки своих дизелей до требований массового производства и конкретных потребителей (что было зафиксировано в Протоколе переговоров, состоявшихся еще весной того же года на самой фирме между ней, АЗЛК и Курганмашзаводом). Кроме того, фирма, будучи заинтересованной в продвижении своих технологий, взяла на себя и поиск западного инвестора, который согласился бы профинансировать валютную часть этого проекта. Материалы по первому, черновому техпроекту организации производства на площадях Курганмашзавода, были получены от "Либхера" уже летом того же 1991 года.
Москвич 2144 — Истра
При проработке вопроса массового выпуска возник ряд проблем, связанных с необходимостью изменения конструкции как двигателя, так и автомобиля, отработки технологии производства (предложенный вариант двигателя был нетехнологичен для массового производства), даже смена списка поставщиков уже являла собой серьезную проблему. Все они, однако, были решаемы — главной проблемой стало финансирование проекта. Финансирование рублевой части проекта (в первую очередь строительство в Кургане) брал на себя АЗЛК, однако объявленная в 1991 году либерализация цен мгновенно лишила завод свободных средств. В итоге, летом 1993 года было принято решение о ликвидации ТОО "Алеко-Дизель".
В 1993 году, прекратилось госфинансирование программы "Высокоскоростной экологически чистый транспорт" — остановились работы по созданию "Автомобиля 2000 года".
«Москвич-2144» не вышел из стадии опытно-экспериментальных работ, а его индекс впоследствии был присвоен полноприводному варианту седана «Иван Калита». В настоящее время «Истра» хранится в московском Музее ретроавтомобилей на Рогожском валу.
Есть такая версия,что все технологические "достижения" запада за последние минимум 30 лет-это украденные-вывезенные технологии и разработки созданные советскими учеными и инженерами.Ну как пример-много ядерные процессоры интел,начиная с пентиума-это советский задел.Американский космический проект Dream Chaser – даже полностью слизать не смогли- советский «БОР», воссоздать который у квалифицированных американских инженеров получилось лишь отчасти.Эксперты, инженеры и материаловеды сразу же вносят ясность: те процессы, которые американцы с огромным трудом попытались воссоздать за десятки лет на основе «обломков холодной войны», советская промышленность и инженерная элита прошли ещё в 70-х годах прошлого века...
Так точно-про поезд в тунеле я читал в Технике Молодежи еще в 70-х годах.Принцип сотовой связи в СССР был реализован для партийной и государственной элиты в СССР еще в 60-х годах...В правительственных машинах была,если рассматривать сам принцип,внедрена сотовая связь.Да и орагнизация по всей стране такой связи тоже была описана в Технике Молодежи.Принципиальная модель персонального компьютера в открытой печати в СССР была опубликована за 8 лет до первого компьютера Эпл,американцы туда только мышку добавили.Кстати сегодняшнее развитие облачных технологий-это стратегия советских инженеров,считавших.что ни к чему каждому иметь дома мощный компьютер,достаточно иметь удаленное рабочее место с возможностью все считать на большом суперкомпьютере.
И да,если проанализировать рынок,то можно увидеть,что после распада СССР,инвестиции в научно-технические разработки новых технологий по всему миру год от года снижаются-то есть капитализму в день сегодняшний научно-технический прогресс как нож в сердце,поскольку лишает его-капитал-прибыли.Ведь прибыль ЛЮБОГО капиталиста создается исключительно ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ трудом.Именно поэтому транснациаональные компании,вместо автоматизации производств стали переносить свои производства в Китай и Юго-Восточную Азию.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Группа советских сапёров со щупами направляется на разминирование в центре разрушенного Сталинграда. 2 февраля 1943 года. Слева руины "г-образного дома", справа остатки "дома железнодорожников". Автор: Георгий Зельма.
Комментарии 11