Покинув самолет и бродя в лохмотьях: как Василий Решетников четырежды избежал смерти.
Василий Решетников родился 23 декабря 1919 года. Он прошел Великую Отечественную войну — от младшего лейтенанта до подполковника, четырежды едва не погиб.
Мне посчастливилось около 30 лет знать этого незаурядного человека, читать подаренные им предельно правдивые книги, вести долгие беседы.Первые шаги и полеты Василий Васильевич родился в городе Екатеринославе (Днепропетровск) в семье потомственных художников. Отец Василий Павлович писал картины и иконы, мать Прасковья Васильевна вела домашнее хозяйство. В семье росли два сына, младшего звали Евгением. Дядя будущего летчика Федор Решетников — лауреат Сталинских премий, народный художник СССР, его картины и сейчас украшают, например, Третьяковскую галерею.В юности Василий Решетников не задумывался о карьере военного. После окончания школы учился на рабочем факультете, затем собирался стать медиком. Увлекался журналистикой, написал несколько очерков для местной комсомольской газеты. Все изменилось в 1931 году, когда лозунг "Комсомолец — на самолет!" запал ему в душу.После окончания Ворошиловградской военной авиационной школы Решетников с 1938 года служил в Орловском 45-м бомбардировочном полку в составе Армии особого назначения, предшественницы дальней авиации. Летал первое время на самолете СБ.Боевой путь лейтенанта Решетникова начался в Подмосковье в декабре 1941 года. Командование удовлетворило ходатайство летчика-инструктора 164-го резервного запасного авиаполка, уже хорошо освоившего дальний бомбардировщик ДБ-3, с просьбой направить на фронт. Его определили в 751-й авиаполк дальнего действия майора Василия Тихонова — участника первых бомбардировок Берлина. И Решетников не потерялся среди опытных однополчан. Он быстро завоевал авторитет, показал умение и отличную технику пилотирования. Конечно, везение также его не покидало.Одну мысль нередко повторял Решетников: война многое заострила, расставила по своим местам. По его мнению, одни летчики были на хорошем счету у начальства, гордились цифрами налета в мирное время, но оказались слабыми воинами, неохотно шли на выполнение опасных заданий. Другие, молодые, наоборот, рвались в бой, стремились доказать, что не зря учились в летных школах, хотя опыта поначалу не хватало. К числу последних, можно сказать, принадлежал и сам лейтенант Решетников.В бой на дальнем бомбардировщикеСреди целей наших дальников в конце зимы были вражеские аэродромы в районе Орши. Подтверждение результативности налетов 27 и 28 февраля 1942 года есть и в немецких документах: в Болбасово сгорел бомбардировщик врага, почти все автомашины базы снабжения, 32 человека личного состава погибли или получили ранения. Среди тех, кто успешно отбомбился в ночь на 28-е, был лейтенант Решетников.Когда он был над целью, его самолет взяли в свои лучи прожектористы, начала стрельбу зенитная артиллерия, а затем стрельба неожиданно стихла. Германский ночной истребитель стремительно сблизился с ДБ-3Ф Решетникова. Практически одновременно открыл огонь вражеский "охотник" и советские стрелки — экипаж был готов.Штурмана Василия Земскова тогда отправили в госпиталь, но от полученных ран он все же скончался. Атаковавший же их двухмоторный мессершмитт с экипажем из Норвегии из отряда ночных истребителей ПВО Германии разбился около Костовичей, летчик и стрелок погибли.В ночь на 21 июля 1942 года состоялся вылет Василия Решетникова на Кенигсберг. Метеорологи предупреждали: над Прибалтикой проходил грозовой фронт. В то время ПВО тыловых объектов противника не обладала высокой мощностью, большую опасность представляли грозы. В тот раз после прохождения линии фронта севернее Великих Лук и перелета на территорию, занятую противником, стало ясно, что обойти огромную черную тучу не удастся. Но экипаж принял решение — пока не исчерпаны все возможности в попытках пробиться к цели, надо продолжать полет.Тяжелую машину резко бросало то вверх, то к земле. Затем раздался металлический треск, моторы захлебнулись, трос управления оборвало, на штурвале исчезли нагрузки. Бомбардировщик Ил-4 стал неуправляем. Экипажу не оставалось ничего другого, как покинуть его с парашютом. Что случилось в этот момент с товарищами, Решетников тогда не знал — жуткая болтанка и вращения сковывали все движения человека на борту.Приземлившись, Василий Решетников встретил пожилого одинокого крестьянина, расспросил обстановку и поменял комбинезон, унты, гимнастерку и бриджи (на большой высоте в самолете очень холодно даже летом) на выданные ему взамен лохмотья. Побрел на восток. Будучи предельно осторожным, чтобы не нарваться на фашистов или полицаев, он наткнулся на разведывательный отряд 3-й ударной армии, выполнявший задание в тылу врага. Через пять дней Решетникова доставили в отдел контрразведки Смерш (иначе — "Смерть шпионам"). После подтверждения его слов в штабе Авиации дальнего действия (АДД), куда входил его полк, вернули в часть. Из всего экипажа еще смог вернуться в конце 1943 года лишь стрелок Алексей Неженцев: попал в плен, бежал, вернулся к своим, прошел госпроверку.Боевые вылеты Решетникова продолжились. Для многих экипажей, включая его, Сталинград стал суровой школой. Обстоятельства вынудили задействовать в сражении значительные силы дальних бомбардировщиков. Временами приходилось наносить удары буквально в сотнях метров от расположения наших войск.В конце ноября командование представило старшего лейтенанта Решетникова, выполнившего 105 боевых вылетов, к званию Героя Советского Союза, но в эот раз последовало только награждение орденом Ленина.Весной 1943 года АДД заметно усилилась. В марте, в первую годовщину ее боевой деятельности, лучшим частям было присвоено наименование гвардейских, некоторые разделили надвое. Василий Решетников, в совершенстве освоивший технику слепого полета в сложных метеоусловиях, оказался на должности командира эскадрильи в 19-м гвардейском авиаполку. Здесь летчик воевал до Победы.Как рассказывал сам Решетников, при выполнении дальних ночных полетов он часто читал вслух стихи Владимира Маяковского, чтобы не заснуть под монотонный рокот моторов.Сбит, но не сломленВ конце июня 1943 года на счету летчика значилось 204 боевых вылета, включая 10 на дальние цели: военные объекты Берлина, Кенигсберга, Будапешта и так далее. Его повторно представили к званию Героя Советского Союза — указ Президиума Верховного Совета СССР вышел 27 июля.В то время бушевала грандиозная битва на Курской дуге, в которой принимала активное участие АДД. Впервые с начала войны появились заметные силы немецких ночных истребителей, многие из которых оснастили бортовыми локаторами. Это были новинками радиолокационной техники — облегчали поиск в ночном небе, позволяли неожиданно атаковать наши бомбардировщики.В ночь на 8 августа противник сбил Ил-4 капитана Решетникова.Самолет был сбит у поселка Букань, недалеко от линии фронта. Умело управляя стропами парашюта, летчик оказался у своих. А вот штурману и стрелку не повезло: с земли видели, как парашютисты приземлились по ту сторону линии фронта. Никаких сведений о них обнаружить не удалось. Вероятно, они либо погибли в перестрелке с фашистами, либо подорвались на минном поле, которых там имелось в изобилии.После выполнения 300-го боевого вылета Василию Решетникову запретили дальнейшие полеты на боевые задания, обязав направить силы на обучение и передачу опыта. Все же еще несколько раз разрешение командира полка подполковника Александра Шапошникова и командира корпуса Евгения Логинова удалось получить — общее количество вылетов достигло 307.А вот 308-й не состоялся. Большая группа дальних ночных бомбардировщиков взлетела 7 апреля 1945 года и в разгар дня взяла курс на Кенигсберг, стремясь подавить очаги сопротивления врага в городе-крепости с помощью тяжелых авиабомб. Эффект удара превзошел ожидания — штурм победоносно завершился всего за три дня. Однако самолет Решетникова потерпел аварию еще при взлете — запись об этом есть в документах 18-й воздушной армии, в которую преобразовали АДД в конце 1944 года. У 12-тонной махины, как отмечалось там, "провалилось колесо, левая нога сложилась, самолет разбит, экипаж не пострадал".Мирное времяВасилий Решетников никогда не был кабинетным военным и после окончания Великой Отечественной войны. Много времени проводил в полетах, какую бы должность ни занимал: командира полка, дивизии, корпуса. Тем не менее в конце 1954 года полковник Решетников поступил и через полтора года окончил Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова. Ведь, чтобы успешно командовать авиационными соединениями, требовалась соответствующая теоретическая подготовка.Весной 1959 года вместе с генералом Виктором Тарановым установил неофициальный мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой, пройдя 17 150 километров и проведя 21 час 15 минут за штурвалом стратегического ракетоносца Ту-95. Он принял личное участие в сбросе атомной бомбы на полигоне на Новой Земле, совершал посадки тяжелых кораблей на льды моря Лаптевых, взлетал с советских арктических аэродромов на Земле Франца-Иосифа.С сентября 1968 года он стал первым заместителем командующего, а с января 1969 по ноябрь 1980 года занимал должность командующего дальней авиацией, причем последние месяцы одновременно был заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР. Это была вершина карьеры генерал-полковника авиации Решетникова. Огромный опыт и глубокие знания он проявил, участвуя в работе комиссий ВВС, когда вырабатывался на годы вперед облик будущей стратегической авиации страны.Уйдя в октябре 1986 года в отставку, генерал не порвал с небом. Он неоднократно летал в Дягилево, под Рязань, в Центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации, встречался с летчиками и командирами. В 1998 году его именем назвали один из стратегических бомбардировщиков Ту-160 "Белый лебедь" Военно-космических сил ВВС России, в создании облика которого принимал участие сам Василий Решетников.Символично, что день рождения дальней авиации — 23 декабря (установлен в 1999 году) — совпал с днем рождения самого Решетникова. В последний раз летчик поднимался в воздух в 2004 году, когда после небольшого инструктажа на авиашоу "Легенды авиации" в Монино взлетел за штурвалом бомбардировщика В-25 "Митчелл". Тогда ему было 84 года.В моей памяти Решетников остался жизнелюбивым человеком, умевшим заражать оптимизмом других, что, например, особенно запомнилось в период ковидных ограничений. Он следил за новинками авиационной литературы, неплохо играл на гитаре и пел, обожал стихи Сергея Есенина, которые читал наизусть.100-летний юбилей Василий Решетников встречал в хорошей форме, с ясной головой и прекрасной памятью, которой могли позавидовать и значительно более молодые люди. Последнее время он постоянно жил на даче в Монино и давал многочисленные интервью корреспондентам радио и телевидения. Они беседовали с последним здравствующим авиатором — Героем Советского Союза и последним, кто помнил довоенную жизнь наших ВВС.Кавалер 14 отечественных, 4 иностранных орденов и множества медалей, Василий Решетников ушел из жизни на 104-м году, 20 марта 2023 года, после короткой, но тяжелой болезни.
Дмитрий Хазанов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1