![❗](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/2757@2x.png)
Узнать истории о героизме педагогов на фронте, оккупированных территориях и в тылу во время Великой Отечественной войны можно благодаря номерам «Учительской газеты» за 1941–1945 годы, электронные копии которых хранятся в фонде Президентской библиотеки.
«1 сентября 1941 года. В прежние годы этот день был началом учебного года. Я должен был сесть за парту в 9 классе. Но война все изменила: в классах спят партизаны, а учащиеся роют противотанковые рвы. Начнутся ли занятия 10-го? Не думаю, слишком близок фронт. А учиться хочется!», – писал в своём дневнике ленинградский школьник Игорь Малахов.
Но занятия, хотя и с опозданием, начались. Начались они и в следующем 1942 году, несмотря на то, что детей в блокадном городе оставалось всё меньше, а многие школы были разбомблены или закрыты.
Жилые дома, подвалы, бомбоубежища, катакомбы, землянки – где только не размещались школы во время Великой Отечественной войны. При первой возможности «в освобождённых от фашистских оккупантов советских районах учителя и школьники своими руками заделывали бреши в стенах школы, пробитых снарядами. Они вычищали классы, превращённые немецкими солдатами в конюшни, любовно собирали и склеивали книги, разорванные и растоптанные гитлеровскими варварами. Но вот пришёл срок – и в классах снова торжественная тишина; учитель ведёт урок, рассказывая детям о родине, её необъятных просторах и богатствах, о героической борьбе народа против ненавистных фашистских захватчиков…»
Военная тема присутствовала во всех школьных уроках. Дети писали сочинения на тему «Чем я помог фронту?», решали задачи, подсчитывая количество танков и самолётов, изучали физику на примерах работы двигателей военной техники.
27 августа 1942 года в «Учительской газете» было опубликовано письмо на фронт бойцам-односельчанам от педагогов Федякинской школы Рязанской области. Письмо заканчивалось такими словами: «Остановите врага! Очистите от него нашу землю. А о семьях своих знайте: всем поможем, чем нужно, вашим матерям, жёнам и сёстрам, воспитаем, как того требует родина, ваших детей». Уже со следующего номера «Учительская газета» начинает вести рубрику о «почине федякинцев в действии». «Не оставим детей без присмотра, поможем семьям фронтовиков. Согреем сирот заботой!» – призывает газета.
На антифашистском митинге учителей, который состоялся 11 октября 1942 года в Колонном зале Дома союзов, учительница 105-й ленинградской школы Валентина Фёдоровна Любова рассказывала: «У детей гибли родители. Но ни один ребёнок не почувствовал себя сиротой. Педагоги совершали подворные обходы, направляли осиротевших ребят в детские учреждения, на своих руках доставляли ослабевших малышей в больницы. Я помню, как два мальчика, двое братишек 1-го и 2-го классов, рано утром пришли в школу и заявили мне: „Сегодня разбомбили наш дом. Мама погибла под развалинами, папа – на фронте. Не отправляйте нас из школы, будьте нашей мамой“. Мы организовывали детские дома, шили детям бельё и тёплое платье, мыли их, готовили им пищу…»
Педагоги не только учили детей и спасали сирот, но и боролись с врагом на временно оккупированных территориях. Часто – ценой своей жизни. Из номера «Учительской газеты», вышедшего 11 октября 1941 года, страна узнала о подвиге учительницы Нины Ивановны Криворучко, взорвавшей избу, в которой разместились офицеры фашистской армии. 21 января 1942 года «Учительская газета» рассказала об учительнице Варваре Филипповне Ляшковой, приютившей у себя 33 раненых красноармейцев во время оккупации немцами города Елецка. Уже в следующем номере газеты сообщалось о награждении учительницы-героини орденом Красной Звезды.
![✅](https://st.okcdn.ru/static/emoji/14-0-0/20/2705@2x.png)
Тысячи учителей, сменив указку на автомат, классы – на окопы, сражались на фронте. Практически в каждом номере
«Учительской газеты» рассказывалось о примерах мужества и отваги, проявленных советскими педагогами.
Статья
Комментарии 1