Мы молимся его словами (он составил множества молитв) и цитируем его высказывания.
Златоустом святителя Иоанна назвали за красноречие. Он был лучшим учеником знаменитого языческого ритора Либания. Когда перед смертью Либанию задали вопрос, кто мог бы занять его место, великий учитель ответил: «Иоанн, если бы его не похитили христиане».
Святитель Иоанн жил в IV–V веках. Был сыном богатых родителей, рано остался без отца, после смерти которого мать больше не выходила замуж и посвятила себя воспитанию сына.
Прекрасно образованный, он оставил в наследие будущим христианам много важных богословских трудов и толкований, которыми Церковь пользуется до сих пор.
Умер святитель в изгнании — он был несколько раз оклеветан иерархами и супругой императора, которых обличал за неподобающий образ жизни.
По ссылкам:
- Подробнее о святителе Иоанне Златоусте
- Почему Иоанн-Златоуст, а читать его так трудно?
- Свт.Иоанн о семье
- Цитаты из творений свт.Иоанна Златоуста
- видео о свт.Иоанне Златоусте (4:45)
- О Литургии
- Конспект урока для Воскресной школы о Божественной литургии (с видео)
«Самым главным творением святителя Иоанна Златоуста является чинопоследование Божественной литургии.
Одному литургисту принадлежат потрясающие слова: «В Литургии мы слышим биение сердца Церкви». Как человек не может жить без сердца, так и Церковь невозможно представить без Литургии, потому что ее нет без Христа. А Святых Тела и Крови верующие причащаются именно во время Божественной литургии, и Церковь являет себя в ней, в Святых Дарах. Литургия становится и откровением Царства Божия.
В начале Божественной литургии все верующие слышат возглас священника: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». И это знак того, что сейчас же изменяется время и пространство — прихожане стоят в конкретном храме, который становится горницей Тайной вечери, в которой идущий на вольные страдания и смерть Господь Иисус Христос совершил первое причащение апостолов…
Литургия — проявление единства Церкви Христовой…
Все верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, становятся едины с Господом и друг с другом, прославляя Христа «едиными усты и единым сердцем».
Божественная литургия есть свидетельство того, что христианство не является религией для отдельного индивида. Нельзя быть христианином вне Церкви. Нельзя быть христианином без Литургии.
Наверное, многим из нас приходилось слышать распространенное выражение: «Я верю, но в храм не хожу». «Не хожу в храм» — значит, не причащаюсь Тела и Крови Христовых…
Но давайте представим семью, один из членов которой вдруг сказал бы остальным: «Я не буду больше жить с вами в одном доме, не буду с вами общаться, мне больше не интересны ваши радости и горести. Хотя, может быть, я и буду иногда приходить в ваш дом, но только тогда, когда никого не будет, чтобы никто не мешал мне». То же самое происходит, когда человек «верит, но в храм не ходит». Причащение Тела и Крови Христовых становятся своеобразной проверкой нашего христианства. Причащение — это всегда подвиг предстояния перед Христом. С чем мы придем к Нему?..
Какова же была глубина веры и любви ко Христу святителя Иоанна Златоуста, принявшего на себя подвиг составления чинопоследования Божественной литургии? Конечно, он использовал те литургические тексты, которые существовали до него, но при этом создавал и свои. Сегодня в храмах возносятся те же молитвы, которые возносились самим святителем Иоанном 16 веков назад.
Лучшим почитанием памяти святителя Иоанна Златоуста будет наше участие в Литургии, причащение Святых Тела и Крови Христовых. Ведь не для себя великий проповедник составлял молитвословия, которые мы слышим в храме,— для нас. Для тех, кто приходит в дом Божий, чтобы стать участниками Тайной вечери Христовой».
Священник Василий Куценко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев