🟡 С 12 ноября 1869 г. и была учреждена должность пограничного комиссара (ПК) в Южно-Уссурийском крае.
🟡 12 ноября 1896 г. с датской перегонной командой и под датским торговым флагом отправился в порт приписки Владивосток первый приморский ледокол «Надежный» (после 1917 года до1924 года - канонерская лодка "Красный Октябрь").
(с 1925 года - ледокол "Капитан Давыдов").
(позднее - ледокол "Давыдов" 1896 - 1957). Заложен на верфи Бурмейстер и Вайн в Копенгагене, по проекту, разработанному инженерами В.А. Афанасьевым и В.И. Рунебергом при участии капитана I ранга К.П. Иессена. Он предназначался для Владивостокского порта, где тогда базировалась Тихоокеанская эскадра.
Спущен на воду 12 ноября 1896 года. Вступил в строй 27 мая 1897 года во Владивостоке, после перегонки датской командой через Суэцкий канал.
Сдан к порту весной 1918 года. 20 июня 1918 года захвачен интервентами и
в январе 1921 года выведен ими из строя. В октябре 1922 года восстановленый ледокол передан Мортрану.
27 февраля 1924 года принят от Главода и в качестве канонерской лодки включен в
состав МСДВ. Вооружен четыремя японскими 120-мм орудиями. С 20 июля по 29 октября 1924 года
совершил поход к острову Врангеля под командованием Б.В. Давыдова. 20 июля корабль награжден
Почетным революбционным знамене ВЦИК. 2 марта 1925 года сдан в порт на хранение.
В 1926 году переименован и использовался в качестве портового ледокола.
Во время ВОВ был вооружен и обеспечивал действия кораблей ТОФ в ледовых условиях.
С 10 сентября по 11 декабря 1943 года прошел капитальный ремонт в Ванкувере. (Канада)
В 1956 году выведен из эксплуатации и поставлен в отстой, а 21 мая 1957 года исключен
из списков судов Министерства морского флота.
Водоизмещение 1525 т. Размерения 54,9 х 12,9 х 3,9 м.
Воружение 4 - 120 мм (в 1924 году)
Бронирования нет, ледовый пояс 25,4 мм из стальных листов, шириной 1.83 м
Механизмы вертикальная двухцилиндровая паровая машина системы компаунд 2920 л.с., 4 цилиндрических котла, 1 винт
Cкорость 13.5 узлов, максимальная на испытаниях 14.9. Дальность плавания 2040 миль на 9 узлах. «Надежный» выгодно отличался от судов этого класса, вроде американского «Сент Мэри» и финского «Сампо». У всех стояла паровая машина мощностью примерно 3 тыс. л.с, но если у первого она работала на два кормовых и носовой гребные винты, у второго — на носовой и кормовой, то у русского ледокола — только на кормовой винт. Подобных одновальных машин (такой мощности) в то время больше ни у кого не было, даже у появившегося спустя два года «Ермака» на каждый вал приходилось около 2,5 тыс. л.с. Кстати, схему размещения механизмов и гребного вала «Надежного» использовали при создании «Ермака», одинаковым у обоих ледоколов был и наклон борта — 20°. Кормовые обводы «Надежного» с большим подзором способствовали отбрасыванию обломков льда, предотвращая их удары по винту и перу руля.
Корпус имел 8 поперечных водонепроницаемых переборок в районе машинного и котельного отделений, двойное дно тянулось от форпика до ахтерштевня, причем у миделя его ширина достигала 7 м. Ледовый пояс толщиной 25 мм проходил вдоль грузовой ватерлинии, защищая участок на 1200 м выше и 600 мм ниже нее. Листы 16-миллиметровой обшивки соединялись внакрой.
«Надежный» выгодно отличался от судов этого класса, вроде американского «Сент Мэри» и финского «Сампо». У всех стояла паровая машина мощностью примерно 3 тыс. л.с, но если у первого она работала на два кормовых и носовой гребные винты, у второго — на носовой и кормовой, то у русского ледокола — только на кормовой винт. Подобных одновальных машин (такой мощности) в то время больше ни у кого не было, даже у появившегося спустя два года «Ермака» на каждый вал приходилось около 2,5 тыс. л.с. Кстати, схему размещения механизмов и гребного вала «Надежного» использовали при создании «Ермака», одинаковым у обоих ледоколов был и наклон борта — 20°. Кормовые обводы «Надежного» с большим подзором способствовали отбрасыванию обломков льда, предотвращая их удары по винту и перу руля.
Корпус имел 8 поперечных водонепроницаемых переборок в районе машинного и котельного отделений, двойное дно тянулось от форпика до ахтерштевня, причем у миделя его ширина достигала 7 м. Ледовый пояс толщиной 25 мм проходил вдоль грузовой ватерлинии, защищая участок на 1200 м выше и 600 мм ниже нее. Листы 16-миллиметровой обшивки соединялись внакрой.
Силовая установка состояла из огне-трубных котлов, работавших на угле, и паровой машины двойного расширения.
Насос производительностью 1 тыс. л/ч служил для заполнения забортной водой дифферентных цистерн и их осушения, а также мог использоваться для откачки воды из аварийных судов.
На ходовых испытаниях новый ледокол развивал на чистой воде 14,4 узла, преодолевал лед толщиной до 60 см. Он, «не имевший переднего винта, прекрасно ломал лед, идя носом вперед,— отмечал адмирал С.О. Макаров.— Но еще лучше ломал лед, идя кормой вперед, что подтверждает идею носовых винтов». Заметим, ее-то Макаров и попробовал претворить на «Ермаке».Кстати, на Дальнем Востоке «Надежный» справлялся и с 75-сантиметровым льдом.
В русско-японскую войну 1904 —1905 годов он выводил из Золотого Рога в Японское море корабли Владивостокского отряда крейсеров, весьма успешно действовавшего на коммуникациях противника.
Ледокол обслуживал Владивостокский порт до конца 1917 года, а когда наступила «всеобщая смута» и стало не до мореплавания, его сдали на долговременное хранение. Однако в июне 1918 года судно захватили сначала «белые», а потом поддерживавшие их японские интервенты В 1921 году, убираясь восвояси, они вывели из строя несколько боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе «Надежный». После починки его передали в ведение Мортранса, но 27 февраля 1924 года зачислили в состав Морских сил Дальнего Востока и переоборудовали в канонерскую лодку.
Пожалуй, самым замечательным в истории корабля стал поход к острову Врангеля. Его существование предсказал еще в 1763 году М.В. Ломоносов, а спустя 60 лет лейтенанты российского флота Ф.П. Врангель и П.М. Кузьмин открыли его и определили координаты. После этого русские моряки не посещали остров, пока в 1911 году ледокольный транспорт «Вайгач» впервые не обошел его с севера. Тогда над Врангелем подняли российский флаг. Но в 20-е годы там обосновались американские и канадские браконьеры, причем последние даже водрузили флаг Великобритании. Изгнать пришельцев и подтвердить права СССР на эту территорию поручили Особой гидрографической экспедиции, которую возглавил начальник Управления безопасности кораблевождения Дальнего Востока, кадровый офицер, участник русско-японской войны, видный гидрограф Б.В. Давыдов (1883 — 1925).
Выйдя из Владивостока 20 июля 1924 года, канлодка 3 августа достигла бухты Провидения, где пополнила запасы продовольствия и угля, после чего направилась на север, регулярно проводя гидрологические исследования. 12 августа, когда до острова оставалось 90 миль, появились тяжелые льды толщиной до 2 м Тем не менее «Красный октябрь» (это название было присвоено 5 мая) упорно пробивался к цели.
Лишь 19 августа, когда рассеялся густой туман, моряки увидели высокие берега. На следующий день над островом подняли государственный флаг СССР. Кстати, на западном побережье участники экспедиции обнаружили зимовья браконьеров. 23 августа канлодка двинулась в обратный путь, оказавшийся не менее трудным. Дело дошло до того, что 25 сентября, в проливе Лонга, «Красный октябрь» затерло плотным льдом, и Давыдов приказал готовиться к вынужденной зимовке.
Из котлов спустили воду, часть механизмов разобрали и стали консервировать. И тут морякам повезло — начавшийся шторм разогнал льды. Команда спешно привела механизмы в порядок, в котлы пришлось принять забортную воду — запасы пресной были практически исчерпаны, развели пары, и судно, маневрируя в разводьях, пошло на юг, борясь с сильным ветром, метелью и волнами. Иной раз крен судна достигал 45°! «Приходилось работать в ледяной воде,— вспоминал Давыдов,— Не было возможности обогреться и обсушиться. Уже на второй день из-за недостатка угля пришлось рубить на дрова деревянные части...»
Утром 5 октября канонерская лодка оказалась на траверзе селения Уэлен. Сойдя на берег, моряки собрали плавник и все, что могло сойти за топливо, и — снова в путь. Маневрируя среди льдов, корабль благополучно добрался до бухты Лаврентия, а оттуда вышел в неспокойное, но свободное ото льда море. Переход в Петропавловск-Камчатский оказался успешным. В порту экипаж занялся ремонтом, в частности, очистили котлы, загрязненные соленой морской водой, и отправились дальше на юг 25 октября участники Особой гидрографической экспедиции прибыли во Владивосток. Давыдов составил отчет о плавании, в котором были собраны ценные научные материалы о Северном Ледовитом океане. В 1925 году начальник экспедиции преждевременно ушел из жизни, и корабль переименовали в «Капитан Давыдов». Потом его разоружили и передали наркомату путей сообщения для обслуживания Владивостокского порта.
В 1944 году «Капитану Давыдову» довелось совершить второе дальнее плавание, но на этот раз в США, где его капитально отремонтировали и вооружили — согласно договоренности «большой тройки» в Тегеране, тихоокеанцы начали готовиться к войне с Японией.
После нее корабль по-прежнему работал в порту приписки и лишь в 1956 году был признан окончательно изношенным и поставлен на прикол. А в следующем году его отправили на разборку. Так завершилась история ледокола-ветерана, который многие специалисты не без основания считают непосредственным предшественником знаменитого «Ермака». 🟡 12 ноября 1991 года газета "Находкинский рабочий" рассказала об очередных протестах. О предстоящей акции объявил коллектив Находкинского роддома. Помимо обычных требований о повышении зарплат, обеспечение медицинскими препаратами и оборудованием прозвучало главное — расформировать горздравотдел, так как этот орган "…чужд нуждам здравоохранения…". Срок выполнения требований был определён до 20 ноября. Забастовка не состоялась, но резонанс получился большой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев