Алексей Мосман родом из Южной Якутии. Он не получил художественного образования, но, увлекшись работой с камнем, создал ряд замечательных произведений, наполненных любовью к природе и удивительной гармонией. К сожалению, Алексей рано ушел из жизни: он умер в 2014 году, в возрасте 42 лет.
Поражает не только терпение и трудолюбие мастера, но и необыкновенно точный подбор осколков поделочных камней по оттенкам и фактурам, который создает эмоционально насыщенное, поистине «живое» изображение. Полюбуемся вместе уникальными картинами Алексея и вспомним его талант с удивлением и благодарностью.
В его картины влюбляешься сразу и бесповоротно, осознавая, что это не просто изображения, а произведения, которые начинают жить своей собственной жизнью, меняя характер под разным освещением, лишь только освободившись из-под рук художника, их создавших. Сила притяжения – в цветах и оттенках, которые созданы не с помощью красок на холсте, или мастихином по оргалиту, а посредством уникального материала – каменной крошки, что остается после огранки полудрагоценных самоцветов. По словам самого Алексея, в его картинах все было выполнено из такого разноцветного материала, причем без подрисовок, разве что за исключением неба и частично – воды, которые он рисовал аэрографом, но уже по крошке мраморной. Что же до красочных каменных остатков, которые художник мастерски использовал при создании своих удивительных сказочных произведений, то их было великое множество: змеевик, флюорит, яшма, обсидиан, морион, кварц, амазонит. Все они давали самые разные оттенки, которые, по признанию самого Алексея, не могли бы дать даже самые изысканные акварельные или масляные краски. Однако особенно мастер ценил в своих работах применение якутского изумруда – хромдиопсида, фиолетового чароита, огненного сердолика, нефрита и малахита – пейзажных камней, оттенки которых запросто передавали густую зелень травы или изумруд таежных далей.
Самое необычное в этих работах то, что те инструменты, которыми пользуются художники, Алексеем были совершенно не применимы, разве что небольшие кисточки для более равномерного распределения каменной основы по поверхности картины. А так – все вручную, и насыпание каменной крошки, и клеевые работы – все без подрисовки, верно и точно. Только множество стаканчиков на рабочем столе, в которых каменный порошок переливается всеми цветами радуги, и даже больше…
Видя такое богатство, трудно себе представить, насколько был трудоемким процесс создания картин художником. Как тщательно подбиралась им каменная крошка по цвету, чтобы отобразить все многообразие оттенков, как было важно разместить и прикрепить каждый камешек только на отведенное ему место на картине. И только необыкновенно одаренный и увлеченный своей работой человек, талантливый художник мог создать такие чарующие пейзажи.
Разглядывая картины Алексея Мосмана, поражаешься той усидчивости и работоспособности, с которой они были созданы. Сам художник шутил по этому поводу: «У меня дают знать о себе гены, так как мама русская, а отец немец, поэтому делаю картины с русской душой и немецким качеством». Возможно, но личные качества мастера, его бешеная работоспособность, скрупулезность и чувство ответственности, чувство тонкой грани красоты и мастерства, которую он ни разу не перешагнул, все-таки заставляет вспомнить о том, что предки Алексея, которыми он очень гордился, ведут свою творческую родословную еще с XVII века. Родной дед художника был известным на всю округу кузнецом, то есть человеком волшебной профессии, к которой, так же, как и к гончарному делу, окружающие всегда относились с почтением и трепетом. Кто знает, может, и сконцентрировались в Алексее сразу все художественные качества от всех его предков, уж больно он был одарен от природы – и слухом музыкальным, и творческим мышлением, и руками умелыми.
Однако пришел он к этому не сразу. Сначала окончил техникум, потом поработал по специальности на железной дороге, и только потом, уже в начале 2000-х годов решился поменять сферу деятельности, и избрать художественную стезю своей основной профессией. И – увлекся красотой камней не на шутку.
К сожалению, изначально его труд не был оценен в должной мере, а ведь работал Мосман долго и упорно, вырастая как художник, от картины к картине, особенно если произведения требовали внедрения или использования каких-то новых технологий, художественных приемов, смешения каменных красок.
Зато оказался востребован в Германии и в Украине, США и даже ОАЭ. Узнав об уникальном самородке, Алексея пригласили работать в Дубай, предложив стать соучредителем фирмы с предоставлением полной художественной свободы.
Однако художник не мог и помыслить о том, чтобы променять родные края на теплые заморские страны. Не случайно, основные темы его работ были посвящены родным местам, тайге, просторам Якутии, Камчатским сопкам, Ленским Столбам – той Земле Олонхо, о которой он слышал сказки и легенды, будучи еще совсем малышом.
Не мог он предать эту землю, которая была для него родной, тех друзей, которые поддерживали и помогали ему. Даже любимый кот, по имени Ганс, названый так в силу чувства юмора Алексея, и тот входил в эту когорту, помогая своему хозяину в меру своих кошачьих сил и способностей понять и принять любовь волшебной Земли Олонхо. Сам художник признавал, что «именно красивейшая природа, которая меня окружает, в немалой степени способствует моему творчеству».
Но все это – в прошлом. Вот уже три года, как Алексей Мосман, к сожалению, ушел за ту волшебную грань Земли Олонхо, откуда не возвращаются. А в нынешнем апреле ему бы исполнилось всего лишь 45 лет…Как много осталось невыполненного, нереализованного, непридуманного. Может, такова судьба всех, кто приходит в этот мир поделиться красотой, а потом уйти за ее пределы? Остались, правда, как память о мастере с большой буквы, его картины, наброски, эскизы. Остались его друзья, которые скучают по нему. И даже странички в социальных сетях, которые до сих пор ждут своего хозяина…
Автор статьи: Ольга Шишанова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев