Евангельское повествование о крещении Господнем можно найти в Евангелии от Матфея в третьей главе. Большинство людей, хотя и в общих чертах, могут достаточного хорошо воспроизвести евангельскую историю о Богоявлении Господнем на берегах реки Иордан. Однако из года в год, на кануне праздника Богоявления Господня, люди озадачиваются практически одними и теми же вопросами. Эти вопросы напрямую не касаются догматического учения Церкви, но могут вызвать у верующих заблуждения или суеверные толкования.
Первый вопрос, который возникает у пришедших за освященной водой, это в чем различие «богоявленской воды» от «крещенской воды». По церковной традиции чин великого освящения воды совершается как на кануне праздника Богоявления, так и в сам праздник. Здесь стоит отметить, что чин освящения воды (последование молитвословий) при этом используется священником один и тот же. Отсюда следует, что никакого различия в освященной воде накануне в сам праздник попросту нет. А все различии надуманные в народе связанны с некоторой невнимательностью к ходу церковного богослужения.
Второй вопрос, который может возникнуть в очереди за освященной водой, это, как и в каких случаях принимать святую воду. Этот вопрос не маловажный в жизни верующего человека. Надо четко осознаваться, что вода, освященная Церковью через молитвенное призвание Святого Духа, является для православного человека святыней и благословением Господним. Небрежное и неблагоговейное отношение к святыне, является неблагодарностью к Богу за Его благодеяния к нам. Иными словами, этот грех называется богохульством. И этого нужно избегать в своей жизни. Поэтому верующий человек должен знать, что святая вода принимается натощак с частичкой просфоры после прочтении особой молитвы «на принятие просфоры и святой воды». Однако, Церковь дозволяет по особой духовной или физической нужде, при недугах или нападениях злых сил принимать святую воду в любое время и вне зависимости от приема пищи. Так же есть устоявшаяся церковная традиция в навечерие Богоявления Господня после окончании Литургии окроплять освященной водой жилище и все хозяйственные постройки с пением тропаря праздника.
Третий вопрос всегда связан с купанием в проруби, можно ли, нужно ли окунаться в прорубь, и что самое главное смывает ли это действо грехи. Сам по себе благочестивый обычай трехкратного окунания в ледяную прорубь появился в русском народе давно, хотя на протяжении многих лет отношение к этой традиции было разным и неоднозначным. В некоторых северных епархия на Руси крещенские купания в проруби были запрещены из-за несчастных случаев, связанных с обморожениями и смертями среди народа. Купание в ледяной проруби, а не в относительно теплых водах реки Иордан, воспринимался русским народом как подвиг веры, а не как итог алкогольной посиделки. Грехи ледяная вода с человека не смывает, так как единственное, что может омыть грехи это истинное покаяние человека пред Богом.
Церковь Христова на протяжении многих веков дает человеку, ищущему Бога все благопотребное ко спасению. Через церковные Таинства и молитву верующим ниспосылается Благодать Божия, которая врачует духовные и физические немощи. Однако нужно не забывать, что восприятие Благодати зависит от самого человека, от его веры в Бога. Святитель Феофан Затворник пишет об это так: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
#православие#богоявление#крещение#храм#борисоглебская_епархия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев