Началом моего становления как специалиста послужил такой эпизод. На одной из вечерних планёрок, которые ежедневно проводил начальник экспедиции, встал вопрос о замене вышедшего из строя водяного насоса ЗЙФ-200/40 на одной из буровых. Резервных насосов не было, а возможность его быстрого ремонта была сомнительной. Буровая простаивала. Я предложил забрать насос с промежуточной насосной станции, который подавал воду с середины сопки на самый верх к буровым вышкам, соединив трубы напрямую. На промежуточную станцию вода подавалась с насосной, которая находилась внизу на речке Коршунихе. Превышение отметок на глаз составляло не более 300 м, а длина трубопровода из труб диаметром 89 мм была порядка 450 м. Прикинув в уме возможное сопротивление напору воды, я считал, что насос «потянет». В ответ я услышал усмешки и заявления такого рода: «голову даю на отсечение — не потянет», «готов спорить, на что угодно и т. д.». Но Петр Михайлович поддержал меня, сказав: «А почему я должен верить вам, а не инженеру. Забирайте насос на буровую». Придя домой, я достал буровую механику Воздвиженского и Васильева, которую привез с собой, и более точно рассчитал, какой нужен напор, чтобы подать воду с речки на верхнюю буровую. Получилось 39 атмосфер, а максимальный расчетный напор, который мог дать насос был равен 40 атмосферам.
На следующее утро после «раскомандировки» почти вся планерка собралась у насосной. Включили насос. Он натужно загудел и очень тяжело начал качать, грозя в любой момент остановиться. Раздались радостные голоса: «Я говорил, не потянет. Сейчас перегорит. Выключай скорей». Но я был готов к такому повороту событий. Подойдя к отводному крану, работающему на сброс, открыл его, уменьшив, таким образом, производительность насоса и потребляемую им мощность. Электромотор и насос заработали спокойно и надежно. Присутствующие на проведении эксперимента, молча разошлись, как бы осмысливая случившиеся.
После мной были сделаны и внедрены другие предложения по увеличению производительности проходки штолен, по автоматизации доставки угля к электростанции и др. Все это привело к тому, что через пять месяцев работы меня назначили и. о. главного инженера экспедиции. Появился у меня авторитет и среди рабочих
Помню такой случай. Один из воровских авторитетов пришел пьяный в контору и начал терроризировать коллектив. А надо сказать, что 90% рабочих составляли бывшие «зеки», которые после освобождения устраивались на работу в экспедицию, чтобы подработать денег на дорогу. И вот, этого пьяного дебошира никто не может вывести из конторы. Замполит, а тогда в экспедициях были и такие должности, вызывает коменданта. Тот приходит и пытается его уговорить покинуть помещение, говоря ему: «Ну и что, что ты лагерник, я тоже 14 лет тянул». На что дебошир отвечает: «Юрка уйди, я в законе». И коменданта как ветром сдувает. Вызывают меня из кабинета. Я начинаю уговаривать его, но слышу в ответ:
— Инженер, ты в наши дела не лезь, держи мазу, ты и в лагере будешь у меня в ботиночках ходить.
— Я пока в лагерь не собираюсь, а вот зачем ты туда обратно просишься, не могу понять. Неужели по супу жидкому соскучился?
— Ладно, инженер, ухожу, а вот с ним — он указал на замполита, мы встретимся.
Не могу не рассказать еще об одном случае, характерном для того времени. В 1953 году, после смерти Сталина, была объявлена амнистия для заключенных. В первую очередь были выпущены на свободу уголовники. В сибирских городах, таких как Иркутск, Чита и др. начался уголовный террор. С темнотой жители этих городов боялись выходить на улицу.
И вот, солнечным сентябрьским днем 53 года (помните фильм «Холодное лето 53») я жду поезда, чтобы доехать до ст. Шестаково», где базировалась разведочная партия экспедиции, ведущая разведку одноименного месторождения магнетита. Приближался пустой товарный поезд, и я махнул рукой машинисту, чтобы притормозил. Вскочил на подножку товарного вагона и махнул опять рукой, дескать, поехали дальше. Но вместо увеличения скорости поезд вообще остановился. Из соседнего вагона выпрыгнули несколько человек и бегом направились к магазину, который находился рядом с железной дорогой. Был обеденный перерыв, и магазин был закрыт на висячий замок. Группа, которой руководил сухопарый чернявый мужик, державший в руке молоток на длинном черенке, которым железнодорожники проверяют тормозные буксы вагонов, подбежала к магазину. Одним ударом мужик сбил замок и все кроме одного, который остался на «стреме», ввалились в магазин. Спустя несколько минут, нагруженные ящиком спирта, банками с консервами и хлебом они покинули магазин, погрузились в вагон и махнули машинисту. Поезд тронулся.
Комментарии 1