Святой мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1892 – Московскую духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в должности доцента академии; в 1898 году назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики.
В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене. Вернувшись из-за границы, Иван Васильевич в 1903 году был назначен на должность редактора «Богословского вестника» и пробыл им до 1906 года. С 1907 года состоял приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета по кафедре истории Церкви. В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Личность и учение блаженного Августина», которая явилась фундаментальным трудом на эту тему.
Один из исследователей историко-богословского наследия Ивана Васильевича Попова, характеризуя его как человека, отличавшегося «кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью», пишет, что он «был человеком больших дарований и исключительного трудолюбия. В своих патрологических трудах он умело сочетал богословский и философский анализ с исторической демонстрацией».
В 1917 году Иван Васильевич был избран членом Поместного Собора от Московской Духовной академии и заместителем председателя по отделу Духовной академии. После окончания деятельности Поместного Собора Иван Васильевич преподавал в Московской духовной академии и в Московском университете. После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. В 1918-1923 годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков).
Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так: "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича".
После закрытия в 1920 году Духовной академии Иван Васильевич продолжал до 1923 года преподавать в Московском университете на кафедре философии древних веков.
В связи с обновленческим расколом, возникшим в 1922 году, и с тем, что часть архиереев вернулась в православие, а часть осталась в обновленчестве, некоторыми церковными людьми стали составляться списки архиереев — православных и находящихся в обновленческом расколе. Список этот оказался далеко не полон, и Иван Васильевич, как человек, хорошо знавший церковную жизнь, стал его дополнять. Конечно же, это привлекло особое внимание советской власти.
10 декабря 1924 года Иван Васильевич был арестован и заключен в тюрьму ОГПУ в Москве. Следователь попросил профессора изложить свою позицию относительно советской власти. Иван Васильевич ответил: «Я, как христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и аморальному уклону; последний, может, отчасти вытекает из первого. Кроме этого, в советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов, имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенности личности и так далее; вообще, я принципиальный противник какой бы то ни было диктатуры».
В декабре 1924 Иван Васильевич Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов "Соловецкого послания" (1926).
С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о Григории Нисском. В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом. Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края.
9 октября 1937 года он был в последний раз арестован и заключен в тюрьму в Енисейске. В енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения, ему исполнился семьдесят один год. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу, который состоялся 8 февраля в 9 часов вечера. Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года.
Святой мученик Иоанн Попов был ярким светильником Христовой истины. Будучи мирянином, он сподобился участия в самых важных и ключевых событиях жизни гонимой Церкви своего времени. Житие святого в полном варианте каждый может найти на православном интернет ресурсе «Азбука Веры» azbyka.ru/days/sv-io ... . И это житие относится к числу тех, что должны быть прочитаны каждым в обязательном порядке.
автор диакон Михаил Кудрявцев
Тропарь мученику Иоанну Попову, глас 2
Возшед на гору истиннаго богопознания, сокровище Духа Святаго восприял еси, богоносных же отцев глаголы изъясняя, непорочному житию их подражал еси и кровию твоею Церковь Русскую украсил еси. Темже, Иоанне мучениче преславне, моли Христа Бога о чтущих память твою, да спасет души наша.
Кондак мученику Иоанну Попову, глас 6
Христа всем сердцем возлюбив, образ нам явил еси словом, житием, терпением, верою, упованием, любовию; страданием же святых последовав, венец мученический приял еси. И ныне, во славе Пресвятей Троице предстоя, добропобедне Иоанне, моли спастися душам нашим.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев