Преподобный Герман родился около 1756 года под Москвой в набожной купеческой семье. В шестнадцатилетнем возрасте он стал послушником в монастыре, находившемся в подчинении Троице-Сергиевой лавры, где приобщился к основам общежития. Преподобный был исцелен от рака щеки чудесным вмешательством Богородицы.
Приняв монашеский постриг около 1783 года, он поступил в знаменитый Валаамский монастырь на Ладожском озере. Там он поступил под духовное руководство святого игумена Назария, который был также духовным отцом преподобного Серафима Саровского. Вскоре преподобный Герман получил дозволение поселиться отшельником в лесу и приходить в монастырь только по праздникам.
В 1793 году по просьбе учредителей Российско-американской торговой компании императрица Екатерина II поручила митрополиту Московскому Гавриилу направить на Аляску русских миссионеров. Митрополит обратился к святому Назарию, который отрядил для этой цели восемь своих наилучших монахов, в числе которых оказался и преподобный Герман, а также двух послушников.
Покинув Санкт-Петербург, экспедиция в сентябре 1794 года достигла берегов острова Кадьяк у побережья Аляски, завершив продолжавшееся почти целый год путешествие через всю Сибирь. Миссионеры, доброжелательно встреченные местными жителями-алеутами, немедленно принялись за труды и за неполный год совершили семь тысяч крещений и полторы тысячи венчаний.
Преодолевая огромные покрытые льдом пространства пешком или же перебираясь с острова на остров на утлых челноках, миссионеры неустанно проповедовали Благую Весть, призывая туземцев уничтожить своих истуканов, оставить многоженство и прочие языческие обычаи, чтобы принять крещение и стать добрыми христианами. Встречая в целом благожелательный прием, проповедники подчас сталкивались и с открытым сопротивлением и проявлениями враждебности со стороны части местных жителей, научаемых шаманами. Так, летом 1796 года на берегах Илиамна принял мученическую смерть иеромонах Иувеналий.
Тем не менее дела миссии шли весьма успешно, и вскоре руководители Российско-американской компании стали ходатайствовать об учреждении на Аляске православного епископства для подготовки местного духовенства. В 1796 году архимандрит Иоасаф, глава миссии, был рукоположен в Иркутске в епископа, однако на обратном пути он и его спутники погибли в результате кораблекрушения, после чего главой миссии стал преподобный Герман.
В то время русская миссия сталкивалась с серьезными трудностями: с самого начала проповеднической деятельности новым апостолам препятствовали не столько суровые географические и климатические условия или враждебность языческих шаманов, сколько несправедливое и безнравственное отношение к алеутам русских колонистов. Положение еще более усугублялось жестоким и деспотичным правлением главы Российско-американской компании Баранова, изо всех сил чинившего препятствия работе проповедников, потому что последние вставали на защиту местных жителей, страдавших от эксплуатации и произвола компании. Обескураженные бесчеловечным поведением соотечественников, три соратника преподобного Германа покинули миссию, оставив его в одиночестве.
Пытаясь укрыться от Баранова, преподобный поселился на небольшом островке Еловом, близ Кадьяка, которому дал название Новый Валаам. Он стал, по примеру древних отцов, миссионером в самом высоком значении этого слова – то есть человеком, являющим самой своей жизнью образ Царства Небесного. Соорудив простую дощатую келью, открытую всем ударам стихии, одетый и зимой и летом в одну и ту же ветхую одежду, он без всякой жалости к самому себе подчинял плоть духу длительными постами, скудной пищей, состоящей из ягод дикой ежевики, грибов и немногих овощей, и постоянным ношением вериг весом более 8 килограммов. Преподобный Герман неустанно трудился, спал очень мало и непрерывно возносил Господу молитву, не прекращавшуюся ни днем, ни ночью, с помощью которой отгонял от себя уныние, злые помыслы и бесовские искушения.
Преподобный имел при себе экземпляр только что вышедшего славянского перевода греческого «Добротолюбия» и творил умную молитву, обретя пустыню среди североамериканских лесов и льдов. На вопросы о том, не тягостно ли ему одиночество, он всегда отвечал так: «Я не один, Бог пребывает здесь, как и повсюду, и также ангелы Господни. Нет ничего предпочтительнее такого общества».
«Я, грешный, – говорил преподобный на склоне дней, – вот уже сорок лет силюсь любить Господа и до сих пор не знаю, люблю ли я Его так, как следует. Любить Бога означает всегда устремляться к Нему своими помыслами, служить Ему денно и нощно и во всем творить Его волю». Господь щедро изливал благодать на Своего преданного слугу, получившего великий дар любви ко всем людям, в особенности же к несчастным алеутам, к которым преподобный всегда относился с отеческим участием.
Питая особую любовь к детям, преподобный Герман основал на свои скромные средства Ново-Валаамский сиротский приют, в котором детям прививалась любовь к Богу и Церкви. По воскресеньям святой собирал всех детей в построенной им своими руками часовне, куда приходили также члены нескольких обосновавшихся поблизости семей. Все вместе они слушали его проповедь и хором исполняли богослужебные песнопения. Летом преподобный обучал алеутских мальчиков, прибывавших к нему со всех окрестных островов, началам земледельческих знаний. Подобно Христу, он отдавал всего себя служению ближнему, при этом духом постоянно пребывал с Богом в непрестанной молитве.
Когда на Кадьяке случилась эпидемия, преподобный не покинул селение и, невзирая на опасность, переходил из дома в дом, ухаживая за больными, утешая скорбящих и молясь за усопших. Герман охотно помогал также тем русским поселенцам, которые относились к нему непредвзято. Он сумел приобщить к монашеской жизни нового главу Российско-американской компании Яновского, преемника Баранова, а также обратил в православие одного немецкого мореплавателя-протестанта.
По причине продолжительных бдений преподобный со временем потерял зрение. Взамен Господь удостоил его созерцания ангелов. Святой также приобрел власть над природными стихиями, дары исцелений и прозорливости. Преподобный Герман почил в мире, благодаря Бога за всё, 13/26 декабря 1836 года.
Тропарь преподобного Германа Аляскинского, глас 7
Звездо пресветлая Церкве Христовы, на севере просиявшая, вся к Царствию Небесному путеводящая, учителю и апостоле истинныя веры, предстателю и заступниче гонимых, украшение изящное Святыя Церкве во Америце, преподобне отче Германе Аляскинский, молися ко Господу, Спасу нашему, спастися душам нашим.
Перевод: Звезда преяркая Церкви Христовой, на севере просиявшая, всех к Царству Небесному путеводящая, учитель и апостол истинной веры, ходатай и защитник гонимых, украшение превосходное Святой Церкви в Америке, преподобный отче Герман Аляскинский, молись ко Господу Спасителю нашему о спасении душ наших.
Кондак преподобного Германа Аляскинского, глас 3
Свет вечный Христа Спаса нашего тя на путь евангельский во Америку настави, возвестити весть о мире евангельскую. Днесь Престолу Славы предстоя, молися о стране твоей и людех ея, о мире всего мира и спасении душ наших.
Перевод: Свет вечный Христа Спасителя нашего направил тебя на евангельский путь в Америку, проповедать евангельскую весть о мире. Сегодня, предстоя Престолу Славы, молись о стране твоей и людях ее, о мире всего мира и спасении душ наших.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев