О начальной поре жизни святого благоверного князя Андрея ничего не известно, так как он скрывал своё происхождение. Около 1360 года святой Андрей как бедный странник пришел в Переяславль (современый Переславль-Залесский) и поселился при церкви в честь свт. Николая у городских ворот, через некоторое время стал пономарем и в течение 30 лет нёс это послушание. По кончине святого на теле его нашли золотую цепь и перстень - знаки княжеского достоинства, железные вериги - знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: "Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее".
Исходя из текста записки, архиепископ Филарет (Гумилевский) предполагал, что Андрей был сыном смоленского князя Федора Слепого Фоминского, современника великого князя Симеона Гордого (+ 1353). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец князя Андрея - Федор ушел в Тверь, а сам Андрей избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы. Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты великим князем Иоанном III Васильевичем, и, вероятно, именно тогда была составлена служба благоверному князю Андрею, написана икона, то есть было совершено местное прославление; в церкви хранились вериги святого.
Во времена преподобного Даниила Переяславского празднование памяти благоверного князя Андрея уже не совершалось. Преподобный Даниил, уроженец Переяславля, хорошо знал устные предания о святом князе, посещал храм, где тот некогда служил пономарем, видел его могилу, вериги и образ и решил возобновить празднование его памяти. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, преподобный Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича, своего крестника, и у митрополита Иоасафа на обновление обветшавших переяславльских церквей во имя Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая.Он рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого князя Андрея, и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого. Вернувшись в Переяславль, преподобный Даниил вскрыл могилу и освидетельствовал мощи князя, не вынимая их из земли. Многие болящие получили исцеление от мощей святого.
По донесению преподобного Даниила, из Москвы приехали архимандрит Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий, но они не поверили в святость князя и даже укорили преподобного Даниила в самовольном освидетельствовании мощей. Преподобный был сильно огорчен, он заплакал и говорил, что поступил не самовольно, а с дозволения царя и митрополита, которые приказали ему освидетельствовать мощи святого Андрея; указал на его образ; сослался на службу святому. Наконец он представил трех человек, которые получили исцеление от недугов при открытии мощей: управитель царских сел Иоанн Оклячеев сказал, что он исцелился от долголетней головной болезни после прикосновения к мощам святого князя; одна женщина из Переяславля рассказала, что три года она страдала тяжелой болезнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытии мощей святого Андрея, она взяла кусочек бересты и проглотила его, тотчас почувствовала облегчение и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты от мощей святого исцелилась от продолжительной главной болезни. Но ни доводы преподобного Даниила, ни засвидетельствованные чудеса святого князя Андрея не убедили Иону и Гурия. Иона обратился к преподобному с такими словами: «Преосвященный митрополит ничего не сказал мне о святых мощах и не дал никакого приказания». Это значило, что митрополит Иоасаф оставил дело на решение самих Ионы и Гурия, а они считали недостаточно ясными свидетельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божия церковным празднованием.
Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и посланных им следователей и предсказал, что за неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит скоро будет свержен с престола, Ионе предсказал разные несчастья, Гурию - лишение любимого сына. Сначала они смутились, услышав грозные предсказания подвижника, потом сказали, что от старости он лишился смысла (в то время преподобному было 80 лет) и говорит неподобное.
Мощи князя Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили. Исследователь Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были не удовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни князя Андрея. Он полагал, что ходатайство преподобного Даниила о возобновлении церковного празднования памяти святого князя не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, преподобному Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи святого оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным.
В службе князю Андрею утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, так как все предсказания преподобного Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митрополита Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил святитель Макарий. По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие преподобного Даниила. Рассказ об обретении мощей благоверного князя Андрея в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования памяти благоверного князя Андрея. Можно считать, что вторичное установление местного празднования относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г.
Впоследствии имя святого благоверного князя Андрея Смоленского было включено в святцы. Под 27 октября (ст.ст.) "обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском" отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) середина 1650-х гг. Кроме того, память святого под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах конца XVII века. Указом Переяславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать святого князя Андрея на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии. Можно предположить, что после обретения, мощи благоверного князя Андрея были положены под спудом внутри возобновлённой деревянной церкви святителя Николая, которая с тех пор стала именоваться церковью блгв. кн. Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие благоверного князя, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы. В 1714 году на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учреждён девичий монастырь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского, упразднённый в 1764 г. Храм стал приходским, разрушен в советское время.
Второе обретение мощей святого Андрея совершилось 21 июля 2000 года, на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи покоятся в Переславль-Залесском Никольском на Болоте женском монастыре. Житие благоверного князя Андрея Смоленского представляет собой выписку из жития преподобного Даниила Переяславского с небольшим вступлением. Житие преподобного Даниила было составлено в середине 16 века духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного, будущим митрополитом Московским Афанасием, который родился в Переяславле, в 1530-1549 годах был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни прп. Даниила и его учеником.
Одним из ранних изображений святого является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина, на южной грани юго-западного столпа Троицкого собора Переславль-Залесского Данилова монастыря. Святой представлен в рост, фронтально, в княжеских одеждах: тёмно-вишнёвом платье, украшенном растительным орнаментом и каймой, с поясом, в плаще сине-зелёного цвета, скрепленном на груди фибулой; правая рука с раскрытой ладонью, левая - опущена вниз; у него тёмно-русые волосы до плеч, на прямой пробор, и короткая округлая борода.
В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике святого князя Андрея сказано: "Аки Никита мученик брадою, и власы по плещам, в руке крест, в левой меч, ризы княжески". Сохранилась прорись его поясного изображения на иконе XVII века.
Святой благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский является покровителем пономарей.
Тропарь благоверного князя Андрея Смоленского, глас 8
Град твой Смоленск яко чужд имея, водворился еси во граде Переяславле, и в дому святителя Николая жестоким житием временную жизнь совершив, востекл еси в Горняя предстояти Христу, Егоже моли о творящих память твою, да вси вопием ти: радуйся, святе княже Андрее, Ангелом собеседниче и человеком помощниче.
Перевод: Город твой Смоленск чужим считая, поселился ты в городе Переяславле, и в доме святителя Николая суровую земную жизнь прожив, поднялся ты к Небесам, чтобы предстоять Христу, Его же моли о совершающих память твою, да все взываем к тебе: «Радуйся, святой князь Андрей, ангелов собеседник и людей помощник».
Кондак благоверного князя Андрея Смоленского, глас 8
Насажден во дворех Господних, своими преподобными детельми в дому святаго Чудотворца Николая красно процвел еси, мира красоту и славу сего света ни во что вменив, Единаго Христа возлюбил еси; слез твоих течением напаяем, уязвился еси желанием будущих даров. Темже зовем ти: радуйся, святе княже Андрее Смоленский, граду Переяславлю похвало и всей Российстей земли великое утверждение.
Перевод: Посаженный во дворах Господних благодаря своим праведным делам, в доме святого чудотворца Николая ты красиво процвел, мирскую красоту и светскую славу ты посчитал ничем, одного Христа возлюбил ты, слез твоих потоками поливаемый, ты пленился желанием будущих даров. Потому взываем к тебе: «Радуйся, святой князь Андрей Смоленский, города Переяславля честь и всей Российской земли великая сила».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3