Святой Киприан, митрополит Киевский, Московский чудотворец, родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником - болгарином, по другим - сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия, подвизался на Афоне. Его образованность и святая жизнь обратили на себя особенное внимание патриарха Константинопольского Филофея, который приблизил его к себе и сделал доверенным лицом, а потом рукоположил в митрополита Киева и Литвы. После смерти святителя Алексия Киприан стал митрополитом всея Руси, вступив в управление Русской Церковью в 1390 году, после двух лет церковно-иерархических смут.
Огромен вклад святителя Киприана в книжное дело на Руси. Высокообразованный митрополит был усердным переписчиком, искусным переводчиком, редактором, одаренным писателем и реформатором литературного языка. Он уделял большое внимание «исправлением книжным», стремясь внести порядок и единство в язык русской книжности и правописание. Он работал над совершенствованием церковного Устава и литургических текстов, саморучно переписал Псалтирь, Служебник, Требник, Кормчую, «Лествицу» Иоанна Лествичника.
Он — автор жития святителя Петра и службы ему, а также поучений и посланий. Также известен «посланиями» к игумену Афанасию и Псковскому духовенству. Большая часть этих трудов проделана в упомянутой подмосковной резиденции митрополита — селе Голенищеве, облюбованном им еще в первые годы его пребывания в Московском княжестве за тишину и безмятежность, к которым он так стремился. Там он построил храм в честь трех вселенских святителей, хиротонисал многих епископов и священников.
При святителе Киприане на Русском Севере было основано множество монастырей, развивалось церковное строительство, расписывались церкви по всей Руси. На его правление приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева. При нем же была проведена реформа русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают и переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский». Святитель Киприан в период своего нахождения на митрополичьей кафедре невольно способствовал укреплению позиций Москвы и великих князей Московских. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии, сменил почти всех епископов и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем.
Святитель Киприан также занимался вопросами упорядочения богослужения, особенно актуальными в конце XIV в., в связи с переходом на иерусалимский богослужебный устав. Помимо всего прочего, митрополит Киприан резко выступал против обливательного крещения, в то время начавшего проникать на Русь с Запада. Святитель Киприан способствовал распространению на Руси исихастской традиции и именно он ввел чтение в первое воскресение Великого поста «Синодика православия», в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.
Преуспевая в таких богоугодных подвигах, митрополит Киприан достиг глубокой старости и занемог в том же своем селе Голенищево. За четыре дня до своей кончины он написал прощальную грамоту, в которой прощал и благословлял всех верующих и сам просил у них прощения, показав в сем истинное христианское любомудрие и смирение. Пред своею кончиной святитель заповедал окружавшим его епископам и приближенным, чтобы они прочитали эту грамоту над его гробом при погребении. И в таковом смирении, с благодарною молитвой на устах почил он о Господе в селе Голенищеве под Москвой.
16 сентября 1406 г. был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом. Сохранилась икона "Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном" (фото 3), по преданию, написанная при жизни святителя. В 1518 году при митрополите Варлааме образ был перенесён из Владимира в Москву, где поновлен и украшен окладом.
Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского, глас 4
Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен и благими нравы украшен, Духом Святым просвещен, совершив святыню в страсе Божий, сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, пасый Церковь Божию Русския митрополии, постом вся поборая, волнение претерпе, гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, и сего помощника имея, и того стопам последуя. Служитель благоприятный, заповеди Божия соблюдая, Духом Божиим наставляемь, просвещая верныя люди учением словес твоих, пощением украси житие свое, ярем Господень измлада восприим, и паче всех Христа возлюби. Того ради и архиерейским седалищем почтен, и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед, и по вся концы русский земли добродетелию просияв, светило явися мирови, и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, великий архиерею Божий, Киприане митрополите, учителю и наставниче Русския земли, всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех, да спасет тебе ради души наша.
Перевод: Будучи освящен от Бога свыше Божественной благодатью и украшен добродетельным нравом, просвещен Духом Святым, совершив святыню в страхе Божием (2Кор.7:1), ты удостоился благодати Божественного Духа, пасущий Церковь Божию Русской митрополии, постом все побеждая, испытания претерпев, гонения пройдя, святого митрополита Петра всегда себе в помощь призывая и его имея помощником, и следуя по его стопам. Служитель благоугодный, заповеди Божии соблюдая, Духом Божиим наставляем, просвещая верующих учением твоим, пощением украсил жизнь свою, ярмо Господне с молодости подняв и больше всех Христа возлюбив. Потому и архиерейской кафедрой почтен и, как сияющее солнце, произойдя из Сербской земли, во все концы Русской земли добродетелью просияв, ты явился светилом миру и преставился ко Господу от этой жизни в вечный покой, великий архиерей Божий, митрополит Киприан, учитель и наставник Русской земли, всегда предстоя Престолу Пресвятой Троицы, моли Господа усердно об архиереях и обо всех христианах, да спасет по молитвам твоим души наши.
Кондак святителя Киприана, митрополита Московского, глас 2
Необорим столп Православия, вере Христове утверждение, церквам украситель, премудрый учитель, сербское воспитание, русское процветение, Господнею любовию распалаемь, Духу Пресвятому дом явися и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе, досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов, сего ради вселися в широту райскую, предстоя Христу в лице святых, Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения, яко да зовем ти: радуйся, отче Киприане, учителю премудрый.
Перевод: Ты явился непобедимой крепостью Православия, утверждением веры Христовой, украсителем церквей, премудрый учитель, сербское воспитание и русское процветение, разжигаем любовью ко Господу, ты стал домом Духу Пресвятому и душу, как непорочную жертву, принес Господу, удивительный и почитаемый всеми Киприан, святитель Христов, потому вселился в просторы рая, предстоя Христу в собрании святых, Ему же молись и спасай город и людей от нападения язычников, да взываем к тебе: «Радуйся, отче Киприан, учитель премудрый»
.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев