Константинопольские Святители Христовы Александр, Иоанн и Павел, патриархи Константинопольские, жили в разное время, но всем им пришлось столкнуться с действиями еретиков, искажавших учение Церкви.
Святитель Александр (325–340) возглавлял Византийскую кафедру в годы когда равноапостольный царь Константин I Великий избрал этот город местом новой столицы Римской империи. По некоторым данным управлял местной епархией с 313/314 года. Существует мнение что он был вначале хорепископом святителя Цареградского Митрофана, который послал его, из-за своей старости представителем на I Вселенский Собор в Никее в 325 году, а перед своей смертью завещал избрать Александра на Константинопольский престол. Святитель Александр, по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия, стал одним из самых горячих противников распространившейся тогда арианской ереси. Перед I Вселенским Собором он получил от Александра Александрийского большое послание с обличениями Ария.
Историк Созомен рассказывает о том, как император Константин назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии. Александр, хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору. Когда все собрались и один из философов начал свою речь, Александр именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог более вымолвить ни слова. Когда язычник он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами. После освящения новой столицы святитель Александр стал первым епископом Константинополя - с 11 мая 330 года.
Несколько лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомидийский поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан. Не возражая, Александр удалился в храм и провел там много ночей в молитве. В конце концов сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к Божественной литургии. Святитель стал молиться еще более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм.
Скончался Александр, вероятно, вскоре после императора Константина (+ 337), оставив своим преемником святителя Павла. Святитель преставился в возрасте 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов (Назианзин).
Иоанн Постник, сын бедных родителей; предназначал себя для занятий каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, сделался строгим аскетом-постником и посвящен в диакона. Избранный в патриархи в 582 году, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Он отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.
Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства. Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече, и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку, происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и постом. Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Иоанн Постник первым стал последовательно использовать в отношении своей кафедры наименование «Вселенский Патриархат», чем вызвал резкую критику со стороны Римского святителя Григория Двоеслова, который неверно расценил этот титул как претензию патриарха на всемирные епископские полномочия
Павел IV Константинопольский, родом с острова Кипр, был поставлен Патриархом Константинопольским (780–784) при императоре-иконоборце Льве IV Хазаре. Он был добродетельным и благочестивым, ревностным поборником Православия. Остался тайным иконопочитателем в период иконоборческих гонений. Весной 780 года был избран на Константинопольский патриарший престол, но перед поставлением был вынужден дать письменное обещание не поклоняться иконам. После смерти императора Льва он хотел восстановить иконопочитание, но не смог этого выполнить, так как иконоборцы уже сильно укрепились. Святитель понял, что он не в силах управлять паствой, оставил патриарший престол и тайно ушел в монастырь святого Флора, где принял схиму. Он принес покаяние в своем молчании и общении с иконоборцами и высказался за необходимость созыва VII Вселенского Собора для осуждения иконоборческой ереси. На патриарший престол по его совету был избран святитель Тарасий (784–806), бывший в то время первым царским советником. Жил в обители как простой монах два или три месяца, после чего скончался.
Кондак святителям Александру, Иоанну Постнику и Павлу Новому, патриархам Константинопольским, глас 8
Христовою любовию распалаеми, славнии, и ярем Его приемшии — Крест Честный, подражатели Того жития явистеся и Божественныя славы Его причастницы бысте, Александре богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным. Темже, Престолу Его предстояще, прилежно молитеся за души наша.
Перевод: Любовью ко Христу воспламеняясь, прославляемые, и Его ярмо подняв - Крест Почитаемый, вы стали подражателями Его жизни и были причастниками Божественной славы Его, Александр Богомудрый с Иоанном удивительным и Павлом прославляемым. Потому, Престолу Его предстоя, настойчиво молитесь о душах наших.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев