За полтора века пребывания на наших землях эти выходцы из Голландии, Германии и Швейцарии внесли огромную лепту в историю Украины. Кем были меннониты и почему их больше нет среди нас?
Розенгартская сельская школа в Новослободке, несколько хозяйских построек от колонии Кронсталь в селе Долинском, заводские помещения и сельское кладбище в селе Широком, здание кирхи и магазина в Николай-Поле, большая часть европейской архитектуры Запорожья… Довольно много культурно-исторических памятников меннонитского наследия сохранилось в Украине до наших дней. Между тем, кто такие меннониты и что они здесь делали, знают немногие.
Выходцы из Европы, они были инноваторами в сельском хозяйстве, машиностроении, авиации, легкой промышленности, строительстве, медицине, образовании. Меннониты на зависть местным жителям умели мастерски прясть шелк, строить водяные и ветряные мельницы, конструировать сеялки, обжигать кирпичи и черепицу. Благодаря им в Украине появились новые породы лошадей, коров, овец, виды домашних птиц. Будучи глубокими гуманистами и пацифистами, меннониты еще в XIX веке открыли школы, в которых учителя обязаны были считаться с мнением и желаниями учеников. Они одними из первых строили приюты и лечебницы для душевнобольных, руководствуясь тем, что каждый человек в этом мире достоин помощи и сострадания.
Увы, история этой этнорелигиозной группы, которая в нашей стране перед началом Первой мировой войны насчитывала более 70 тыс. человек, трагична. К 1950-м годам меннонитов в Украине практически не осталось — одних уничтожила советская власть, другие бежали за границу. Впрочем, скитания вместе с изгнанием — вечные спутники меннонитов за их многовековую историю существования.
Первоисточников о пребывании этой общины в Украине сохранилось не так много. Но давайте представим, что могли бы рассказать о своей жизни представители разных поколений меннонитов.
Менно Симонс: "Прощай, оружие!"
1531-й. Леуварден, столица Фрисландии. Я католический священник, но не могу мириться со смертными приговорами, которые судьи с легкостью выносят виновным и которые поощряет император Священной Римской империи, ревностный католик Карл V. Я выступаю против насилия, убийств и казней.
Нам нужна полностью децентрализованная, истинная церковь. Где не будет пустых клятв, роскоши, помпезности. Церковь должна быть простой и аскетичной, а слово Бога могут проповедовать только те, кто имеет авторитет, кого избирают прихожане. Отныне мои соратники будут именоваться doopsgezinden, противниками крещений в младенчестве, ибо выбирать веру может только зрелый и ответственный человек. Нам нужно найти силы, чтобы построить храмы и нажить имущество для новой общины.
1535-й. Монастырь близь Доккума. Насилие в Голландии возрастает до неимоверных размеров. Имперская администрация посылает против нас войска. Мой брат погиб. Я, мои братья и сестры по вере заявили, что являемся противниками войн и отказываемся служить в армии. Мы — дети мира, перековавшие свои мечи на плуги и копья на серпы, и не знаем более войны. За это нас уничтожают.
Фридрих Вайгельт: "Мы должны спасаться бегством"
1567-й. Мы называем себя именем нашего первого учителя Менно Симонса — "меннониты". Нас преследуют за наши взгляды. В Голландию прибыл герцог Альба Кровавый. Людей нашей веры вешают на столбы, привязывают голову удавкой, пытают, а затем убивают раскаленными вилами. Вчера погибли мой отец и старший брат. Мне всего 15 лет, я не хочу умирать. Мы вынуждены покинуть родину, бежать на восток. Укладываем пожитки на повозки и тайком перемещаемся в Данциг, который находится под Польской короной. Дорога будет нелегкой. В этом вольном городе много родных душ, немцев. Возможно, там мы обретем покой и безопасность.
1638-й. Данциг. Я стар, но все еще полон сил и радуюсь жизни. Она полна прекрасных моментов. Мы учим горожан ремеслам. Недавно осушили низ Вислы, мой внук работает на строительстве дамбы, а племянник и младший сын строят ветряные мельницы. Наша община получила различные привилегии, мы смогли открыть много цехов. Мои правнуки говорят на немного странном для меня языке, в котором полно готских слов, и я иногда с трудом понимаю их. Но мы стали полноценными гражданами Данцига, а не изгоями! Я прожил хорошую жизнь.
Вильгельм Нейштендер: "Едем в новый дом — на Украйну"
1786-й. Данциг. К нашей группе приехали агенты российской императрицы немецкого происхождения Екатерины II. Предлагают переехать на Украйну с сохранением наших прав и устройства громады. Обещают много плодородной земли и освобождение от налогов на 10 лет.
1788-й. Данциг. На Украйну отправилось 152 семей меннонитов. За ними следуют и другие. Мы поселились на запорожских землях возле Днепра на острове Хортица, Кичкасе и других местах. Мы называем свои колонии Материнская Колония — Moeder kolonies или Старая Колония. Возле Кичкаса наша колония именуется как Айнлаге. Мы с женой и детьми также переселяемся туда.
Иоганн Корнис: "Сажаем леса, прядем шелк"
1800-й. Украина. Император Павел I подтвердил грамотой наши права и привилегии, отметив, что "меннониты своим трудом и порядочной жизнью могут служить примером для других колонистов и этим заслужили особое царское внимание".
1803–1804. Наша вторая группа переселения получила земли на реке Молочной в Бердянском уезде. Группы дополнительно поселяются следующим образом: возле Желанна и Очеретянко на Запорожье, Барвинкове — на Слобожанщине. Также наши братья и сестры поселяются на Херсонщине возле Николо-Козельска и Заградовки. Часть людей уехала в Крым и даже на Кубань. Нам действительно дали много земли. Строим дома по своим законам, что немного удивляет местных жителей. Они посмеиваются, что мы не рубим дерево, если оно растет на месте воздвижения дома, а либо уменьшаем площадь строения, либо ищем другой участок. Но для каждого из нас важно сохранять природу в первозданном виде. Если Бог решил вырастить здесь дуб или березу, мы не можем их рубить.
Комментарии 108
которая берет начало с 1788 года, когда первые 6 меннонитских семей из Пруссии переселяются на Юг Украины. Меннониты это, христиане, которые не участвуют в политике... В основу меннониты берут Библию и стараются выполнять все 10 заповедей, которые там есть. И, конечно же, основной принцип — это не брать оружие в руки. ... Именно за свои пацифистские взгляды меннонитам пришлось заплатить высокую цену: они бежали из России после введения всеобщей воинской повинности в XIX веке, подвергались репрессиям в 30-х годах прошлого века, были депортированы в годы войны со своих мест проживания, а затем отправлены в трудармию. Их происхождение восходит к Германии и Нидерландам XVI века основателем Менно-Сименсом, нидерландско-немецким теологом....
https://dobrvestblog.wordpress.com/2017/03/12/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D1%8E%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B...ЕщёСпасибо! Очень познавательная история... История,
которая берет начало с 1788 года, когда первые 6 меннонитских семей из Пруссии переселяются на Юг Украины. Меннониты это, христиане, которые не участвуют в политике... В основу меннониты берут Библию и стараются выполнять все 10 заповедей, которые там есть. И, конечно же, основной принцип — это не брать оружие в руки. ... Именно за свои пацифистские взгляды меннонитам пришлось заплатить высокую цену: они бежали из России после введения всеобщей воинской повинности в XIX веке, подвергались репрессиям в 30-х годах прошлого века, были депортированы в годы войны со своих мест проживания, а затем отправлены в трудармию. Их происхождение восходит к Германии и Нидерландам XVI века основателем Менно-Сименсом, нидерландско-немецким теологом....
https://dobrvestblog.wordpress.com/2017/03/12/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D1%8E%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD-%D0%BA/
И Вы не ответили на мой вопрос о Вашем личном обращении в Архив.
И Вы не ответили на мой вопрос о Вашем личном обращении в Архив.
Скажи, раз ты уже влез в разговор, депортированным по национальному признаку, давали 58-ю статью
"Подняться на верх", как это не будет тяжело для тебя, необходимо тебе и ты увидишь, что мой пост стоит первым в обсуждении этой темы.
И по сути.
...и я думаю, что странно, когда поголовно выселяли лиц немецкой национальности с европейской части Союза после указа от 28 августа, заводить какое-то дело по 58-й, когда вермахт уже рядом. Вот и спросил женщину, получила ли она лично информацию из Архива, если так утверждает.
Я всего лишь отреагировал на твоё высказывание