29 января Православная Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра. Об истории этого праздника, который впервые был утвержден еще во II веке, и о чуде обретения вериг апостола Петра, мы поговорили с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Эта святыня связана с двумя фрагментами из жизни апостола Петра. Один из них описан в книге «Деяния святых апостолов». Примерно в 42 году Ирод Агриппа узнал о том, что последователи Иисуса объединились в «назаретскую секту», как говорили в те времена. Ирод «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:2), вскоре был схвачен и заключен в темницу Петр.
В книге о деяниях апостолов отдельно указано, что Петр был скован двумя цепями. Ночью же свершилось чудо. В темницу явился Ангел, пробудил апостола, и «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7). Петр встал, оделся и ушел из темницы. Сам он не понимал, видение это или реальность. Осознание пришло только когда он оказался у дома собратьев-христиан, у дома «Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12). Затем из соображений безопасности Петр покинул это место.
Точно неизвестно, куда он отправился, но, согласно древнему преданию, апостол совершил путешествие в Рим. Некоторые историки сомневаются, что Петр действительно был в Риме, ведь в городе проповедовал Павел.
Вероятно, Петр пришел позже Павла, когда христианская община в Риме была уже довольно многочисленна. Кроме того, свидетельство Петра о Христе пользовалось особым вниманием, потому что он вживую видел Господа, был его сотайником.
Деятельность апостола Петра как главы христианской общины Рима также считается основанием для признания главенствующего авторитета пап Римских в качестве преемников апостола.
В 64 году, в ночь на 19 июля, в Риме случился великий пожар. Император Нерон неоднократно говорил, что Рим нужно было бы сжечь и отстроить заново. Легенды и свидетельства описывают события по-разному, до сих пор неизвестно, кто поджег город: сам Нерон или его противники. Однако после этой страшной ночи, в которой погибло множество людей, власть Нерона пошатнулась. Необходимо было найти виновных, ими и стали христиане.
Стоит отметить, что гонения при Нероне не носили строго организованного характера, как, например, было при Домициане, Декии или Диоклитиане. В те времена христианство еще не отличали от иудейства и считали одной из многочисленных сект.
Преследования христиан при Нероне были непродолжительны, но очень интенсивны, они докатились даже до Милана. Именно во время этих гонений были схвачены и заключены в Мамертинскую темницу апостолы Павел и Петр.
Согласно позднейшему апокрифическому преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город.
Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа. Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» (Камо грядеши, Господи?). На что Христос ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».
После этого Христос вознесся в небо, а Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте. Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель.
Раскопки подтвердили существование Мамертинской темницы на том месте, где сегодня находится Капитолийский холм. Возможно, тюрьма была там еще в III веке до Рождества Христова. Интересно, что, согласно археологическим исследованиям, уже в VIII веке эта темница использовалась в качестве церкви.
Петр был похоронен на кладбище, на Ватиканском холме, которое находилось за городскими стенами и было предназначено для не именитых узников.
Уже с I века могилы мучеников стали особым образом почитать, а сегодня на этом месте расположен ватиканский Собор святого Петра. Скорее всего, апостол был похоронен в тех цепях, которыми был скован в Мамертинской темнице.
Так о каких же веригах идет речь - о тех, от которых Петра освободил Ангел, или о тех, которые одели на апостола стражники Нерона?
Если вести речь о цепях, описанных в «Деяниях святых апостолов», то также возникает два варианта развития событий.
Либо цепи целиком спали с его рук, и, пораженные чудом сокамерники, сохранили эти вериги и позже передали христианам.
Либо же, цепи отпали от стены, и апостол остался в своеобразных «наручниках», которые снял уже в доме у Марии. Тот факт, что христиане сохранили вериги, вполне естественнен - апостол Петр почитался уже в раннехристианских общинах.
Считалось, что даже его тень исцеляла - настолько сильна была Благодать Святого Духа, исходившая от апостолов. После смерти Петра вериги также пользовались почитанием, к ним приходили получить изцеление люди с тяжелейшими недугами.
Уже во II веке Папа священномученик Александр установил праздник апостола Петра. В этот день было принято приходить на могилу апостола в Риме и молиться.
История обретения честных вериг апостола Петра и воссоединения той части, что была описана в «Деяниях святых апостолов» и той, о которой известно из апокрифа, связана с именем императрицы Евдокии, которая была канонизирована Православной Церковью в лике благоверных.
Считается, что именно Евдокия примерно в 437-439 году выкупила вериги апостола Петра, те самые, которые были описаны в «Деяниях святых апостолов». Часть цепей она отправила в Константинополь, часть - Папе Льву I, а часть - дочери Евдоксии, которая была супругой императора Западной Римской империи Валентиниана III.
Именно Евдоксия возвела в Риме храм Святого Петра, а полученные из Иерусалима вериги были объединены с теми, которыми апостол Петр был скован в Мамертинской тюрьме. Там честные вериги пребывают до сих пор.
На фото: • реликварий с оковами Святого Петра, базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, где находятся вериги апостола Петра, Рим
• Центральный неф церкви отделен от двух других двадцатью античными колоннами, взятых с Палатинского холма, а кессонный потолок украшен в центре фреской Джованни Пароди «Чудо цепей» (1717 года)
• макет фасада гробницы папы Юлия, которую так и не построили, после смерти папы в 1513 году, Микеланджело успел создать только три фигуры (см.третье фото) — самая известная — Моисея, над которой великий скульптор трудился почти 40 лет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев