1. Святые мученики Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес.
Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ея, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.
Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее.
Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему.
У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной к смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину, в церковь к своему гробу.
Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию.
2. Этот рассказ из истории чудес, совершенных святыми мучениками Гурием, Самоном и Авивом, научает нас, братие, многим великим истинам.
а) Во-первых, из него мы видим, что данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещания нравственно возможен, справедлив, честен и согласен со здравым рассудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. «Многие говорят, как замечает св. Григорий Богослов, язык произносит клятву, а ум не давал ея. Никто и нисколько да не обманывает себя: во всяком случае клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех».
б) Во-вторых, из рассказа о наказании клятвопреступника готфа, мы видим, что Господь строго взыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, что хочу то и сделаю с нею». Вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенно чуждые духа христианской любви по отношению к своим женам. Но не подобает сему быти. Апостол Павел говорит: «мужие, любите своя жены, яко же и себя» (Еф. 5, 25), и в пример представляет Самого И. Христа, Сына Божия, Который любит Свою церковь выше всякой любви постигаемой разумом.
Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей. От нея не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто, вопреки этой заповеди, станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа, может его постигнуть, как постигнуло вероломнаго, прелюбодейного и жестокосердаго готфа.
в) Из рассказа о чудесном наказании вероломного и клятвопреступника готфа св. муч. Гурием, Самоном и Авивом, вы видите, наконец, братие, силу молитв, соединенных со слезами. Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива, ходатайствовать за нее пред Богом.
И молитва ее была услышана: святые мученики по изволению Божию чудесно освободили ее из ужасной тюрьмы – могилы и перенесли ее во время сна на ее родину.
Великую силу имеют слезы у Бога! Это доказать можно из слов и образа выражения, какое употребляет о них священное писание:
• В первой книге царств, «Анна, мать Самуилова», по долговременном безчадстве молится к Господу и получает плод, и при том «зело вожделенный», т. е. Самуила пророка и судию всего израильского народа, мужа великого и святаго.
• «Святой царь Давид» часто в псалмах говорит, что Бог не столько молитву его слушал, сколько на слезы взирал, или гласу слез внимал. «Положил еси», говорит, «слезы моя пред Тобою» (Пс. 55, ст. 9).
• Сюда можно привести в пример и «Монику, мать блаженного Августина», которой, когда она непрестанно и неутешно плакала пред Богом об обращении сына своего из ереси манихейской в православную веру, Амвросий, благочестивый медиоланский епископ, сказал: «иди от Мене с миром, и живи так; ибо быть не может, чтоб сын таких слез погиб!».
Это она так приняла, как бы был то голос, возгремевший с неба. И слезная молитва ее была услышана небом: сын ее впоследствии сделался великим учителем церкви и достиг высокой степени нравственной чистоты, освободившись от прежних своих религиозных и нравственных недостатков.
3. Итак, да научимся из этого рассказа строго исполнять данные обеты, питать любовь к женам, и в несчастии, хотя в самом ужасном, не падать духом, но обращаться со слезною молитвою к Богу.
Протоиерей Григорий Дьяченко
На фото: • нетленные мощи мученика Авива, г.Пиза, Италия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев