Проскомидия и Литургия оглашенных
Это самое важное богослужение нашей Церкви называется Божественной Литургией, что в переводе с греческого означает «общее дело». Главным богослужением она считается не случайно: именно на Литургии совершается Таинство Евхаристии (Причастия), во время которого причастники соединяются с Богом.
Мои дорогие, как вы уже знаете, Литургия Иоанна Златоуста – это самый распространенный из трех существующих видов Божественной Литургии. Она состоит из Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Сегодня я расскажу о первых двух частях.
Богослужение начинается с входных молитв, которые священнослужитель и диакон читают перед Царскими вратами. Они просят друг у друга и прихожан прощение, входят в алтарь, где благоговейно прикладываются к Престолу. Евангелию и Кресту. После этого со чтением особых молитв священник надевает литургическое облачение.
Затем начинается Проскомидия («принесение» в переводе с греческого), во время которой происходит приготовление Святых Даров к Таинству Причастия. Священник на алтарном жертвеннике с поминанием Пресвятой Богородицы, святых, а также живых и усопших крещеных, за которых поданы заказные записки, вынимает частички из просфор. Поэтому очень важно приходить на Божественную Литургию без опоздания, чтобы заранее подать записочки.
В это время в храме читаются 3-й и 6-й часы. Вспоминаются самые трагические события в земной жизни Спасителя: суд Пилата, крестный путь на Голгофу, Распятие.
Батюшка проходит по церкви с кадилом и совершает каждение в алтаре и всех молящихся в храме. Благоуханный дым символизирует вознесение молитв к Господу и схождение на верующих Божией благодати.
Наступает черёд Литургии оглашенных. Свое название эта часть богослужения получила потому, что на ней разрешается присутствовать оглашенным – людям, уже уверовавшим, но еще не принявшим Святое Крещение. Оглашение – это поучение, наставление в вере, которое в старину могло совершаться несколько лет.
Священнослужитель восклицает «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков», начиная Литургию. Возглашается великая ектения (последовательность из 11 прошений), верующие призываются помолиться о спасении душ, о мире, Церкви, храме, о молящихся, Патриархе, правящем архиерее, о священнослужителях и церковнослужителях, об Отечестве, о властях, воинстве, о всех верующих, о плодородии земли, о путешествующих, о страдающих, о плененных, об избавлении от скорбей и вверении себя Богу.
Затем поются избранные стихи 102 псалма – первый антифон (в переводе – «вторящий»), призывающий верующих к прославлению Господа всем сердцем. Диакон совершает малую ектению: «Па́ки и па́ки ( то есть «еще и еще») миром Господу помолимся…». Снова следует возглас священника о Царстве Божием, затем хор поет 145 псалом - второй антифон. Верующие призываются исповедовать Бога не только в словах, но и всей своей жизнью, и уповать лишь на Господа. Завершается песнопением «Единородный Сыне…», в котором мы просим Спасителя спасти нас.
Во время пения третьего антифона, когда вспоминается Нагорная проповедь Христа и 9 заповедей блаженства, священник с церковнослужителями совершает малый вход в алтарь. Выносятся свеча (образ светоча веры), Евангелие (образ Спасителя). Сам священнослужитель символизирует святых апостолов. В Царских вратах диакон совершает Евангелием крестообразное движение и входит в алтарь – в знак того, что Царство Небесное открыто для нас крестными страданиями Спасителя. Возглас «Прему́дрость, про́сти» – это призыв к молящимся благоговейно внимать премудрости Божией. В воскресный день хор поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...». Затем поются тропари и кондаки соответствующего дня.
После этого трижды поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». В это же время священнослужитель в алтаре становится на горнем месте, за престолом, повернувшись лицом к молящимся. Символизирует спасение Спасителем человечества и воцарение Триединого Бога в Царстве Небесном. Затем читаются отрывки из Апостола и Евангелия, снова совершается каждение. После этого батюшка произносит проповедь. Далее следует черёд сугубой ектении (прошения) о живых и усопших, за которых были поданы записки.
Литургия оглашенных заканчивается возгласом «Оглашенные, изыдите». В ранней Церкви он был сигналом для оглашенных, то есть еще не крещенных верующих, выйти из храма. Сейчас такого строгого правила нет, оглашенные могут оставаться до конца службы. После этого начинается Литургия верных, о которой я расскажу в одном из ближайших постов.
Вам была полезна эта информация? напишите в комментариях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1