СОСНЫ (ЧАСТЬ I)
Вечер, тишина занесенного снегом дома, шумная лесная вьюга наружи...
Утром у нас в Платоновке умер сотский Митрофан, а в сумерках у меня сидел священник, опоздавший причастить Митрофана, пил чай и долго рассказывал о том, как много народу померзло в нонешнем году…
"Чем не сказочный бор?" - думаю я, прислушиваясь к шуму леса за окнами и к высоким жалобным нотам ветра, налетающего вместе с снежными вихрями на крышу. И мне представляется путник, который кружится в наших дебрях и чувствует, что не найти ему теперь выхода вовеки.
- Есть ли жив-человек в этих хижинах? - говорит он, с трудом различая в белой крутящейся мгле Платоновку.
Но морозный ветер захватывает ему дыхание, слепит снегом, и мгновенно пропадает огонек, который, казалось, мелькнул сквозь вьюгу. Да и человечьи ли это хижины? Не в такой ли же черной сторожке жила Баба-Яга? "Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом! Приюти странника в ночь!.."
Лежа весь вечер, я представляю себе, как пугливо и зыбко мерцают мои освещенные окошечки, такие одинокие среди бушующего леса, с головы до ног поседевшего от вьюги! Дом стоит у широкой просеки, в затишье, но когда ураган гигантским призраком на снежных крыльях проносится под лесом, сосны, которые высоко царят над всем окружающим, отвечают урагану столь угрюмой и грозной октавой, что в просеке делается страшно. Снег при этом бешено и беспорядочно мчится по лесу, непритворенная дверь в сенцах с необыкновенной силой бьет в стену, а собаки, которые лежат в них, утопая в снегу, как в пуховых постелях, жалобно взвизгивают сквозь сон, дрожа крупной дрожью… И мне опять вспоминается Митрофан, который ждет могилы в такую мрачную ночь.
В комнате тепло и тихо. Стекла холодно играют разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камнями. Лежанка натоплена жарко, п к шуму и стуку я так привык, что могу не замечать их. Лампа на столе: горит ровным сонным светом. Ровно, чуть внятно звенит в ней выгорающий керосин, монотонно и неясно, точно под землей, баюкает кто-то ребенка за стеною в кухне, - не то сама Федосья, не то ее Анютка, которая с малолетства во всем подражает своим вечно вздыхающим теткам, матери. И, прислушиваясь к этому знакомому с детства напеву, к этим шумам и стукам, весь отдаешься во власть долгого вечера.
Ходит сон по сеням,
А дрема по дверям, -
поет в душе жалобная песня, а вечер реет над головою неслышною тенью, завораживает сонным звоном в лампе, похожим на замирающее нытье комара, и таинственно дрожит и убегает на одном месте темным волнистым кругом, кинутым на потолок лампой.
Но вот в сенцах слышен певучий визг шагов по сухому бархатистому снегу. Хлопают двери в прихожей, и кто-то топает в пол валенками. Слышу, как чья-то рука шарит по двери, ищет скобку, а затем чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза.
- Спите? - спрашивает Федосья осторожным шепотом.
- Нет… А что? Это ты, Федосья?
- Я-с, - отвечает Федосья, меняя голос на громкий и естественный. - Ай я вас разбудила?
- Нет… Ты что?
Вместо ответа Федосья оборачивается к двери, - хорошо ли притворила? - и, улыбнувшись, становится к печке. Ей просто хотелось проведать меня. Это небольшая, но плотно сбитая баба в полушубке; голова у нее закутана шалью и похожа на совиную, не полушубке и на шали тает снег.
- Там пыль! - говорит она с удовольствием и, ежась, прижимается к печке. - Что, давно вечер-то по часам?
- Половина десятого.
Федосья кивает головою и задумывается. За день она переделала сотни мелких дел. Теперь она в тумане отдыха. Глядя на снег совершенно бессмысленными, удивленными глазами, она с наслаждением затягивается долгим и глубоким зевком и, зевая, бормочет:
- Ах, господи, что ж это зевается, куда это девается! Вот жалко Митрофана-то! Целый день с ума не идет, а тут еще наши: выехали, нет ли? Поедут-замерзнут!
И вдруг быстро прибавляет:
- Постойте - в каком ухе звенит?
- В правом, - отвечаю я. - Нынче они не поедут…
- Вот и не угадали! А я было про мужика своего загадала. Боюсь, обморозится…
И, увлеченная думами о вьюге, Федосья начинает:
- Так-то на сороки было, на сорок мучеников. Вот, расскажу вам, страсть-то была! Вы-то, известное дело, не помните, вам тогда небось пяти годочков не было, а я-то явственно помню. Сколько тогда народу померзло, сколько обморозилось…
Я не слушаю, я наизусть знаю рассказы о всех метелях, которые помнит Федосья. Я машинально ловлю ее слова, и они странно переплетаются с тем, что я слышу внутри себя. "Не в том царстве, не в том государстве, - певуче и глухо говорит во мне голос старика-пастуха, который часто рассказывает мне сказки, - не в том царстве, не в том государстве, а у самом у том, у каком мы живем, жил, стало быть, молодой вьюноша…"
Лес гудит, точно ветер дует в тысячу эоловых арф, заглушённых степами и вьюгой. "Ходит сон по сеням, а дрема по дверям", и, намаявшись за день, поевши "соснового" хлебушка с болотной водицей, спят теперь по Платоновкам наши былинные люди, смысл жизни и смерти которых ты, господи, веси!
Вдруг ветер со всего размаху хлопает сенной дверью в стену и, как огромное стадо птиц, с шумом и свистом проносится по крыше.
- Ох, Господи! - говорит Федосья, вздрагивая и хмурясь. - Хоть бы уж спать скорей в страсть такую! Ужинать-то будете? - прибавляет она, делая над собой усилие, чтобы взяться за скобку.
- Рано еще…
- А мой сгад - нечего третьих петухов ждать! Поужинали бы и спали бы, спали себе!
Дверь медленно отворяется и затворяется, и я опять остаюсь один, все думая о Митрофане.
Это был высокий и худой, но хорошо сложенный мужик, легкий на ходу и стройный, с небольшой, откинутой назад головой и с бирюзово-серыми, живыми глазами. Зиму и лето его длинные ноги были аккуратно обернуты серыми онучами и обуты в лапти, зиму и лето он носил коротенький изорванный полушубок. На голове у него всегда была самодельная заячья шапка шерстью внутрь. И как приветливо глядело из-под этой шапки его обветренное лицо с облупившимся носом и редкой бородкой! Это был Следопыт, настоящий лесной крестьянин-охотник, в котором все производило цельное впечатление: и фигура, и шапка, и заплатанные на коленях портки, и запах курной избы, и одностволка. Появляясь на пороге моей комнаты и вытирая полою полушубка мокрое от метели коричневое лицо, оживленное бирюзовыми глазами, он тотчас же наполнял комнату свежестью лесного воздуха.
- Хорошо у нас! - говорил он мне часто. - Главное дело - лесу много. Правда, хлебушка, случается, не хватает али чего прочего, да ведь на бога жаловаться некуда: есть, лес - в лесу зарабатывай. Мне, может, еще трудней другого, у меня одних детей сколько, а я все-таки иду да иду! Волка ноги кормят. Сколько годов я тут прожил и все не нажился… Я и не помню ничего, что было. Был будто один-два дня летом али, скажем, весной - и больше ничего. Зимних дён больше вспоминается, а все тоже похожи друг на дружку. И ничего не скуплю, а хорошо. Идешь по лесу - лес из леса выходит, синеет, а там прогалина, крест из села виден… Придешь, заснешь - глядь, уж опять утро и опять пошел на работу… была бы шея - хомут найдется! Говорят - живете вы, мол, в лесу, пням молитесь, а спроси его, как надо жить - не знает. Видно, живи как батрак: исполняй, что приказано - и шабаш.
И Митрофан действительно прожил всю свою жизнь так, как будто был в батраках у жизни. Нужно было пройти всю ее тяжелую лесную дорогу - Митрофан шел беспрекословно… И разладила его путь только болезнь, когда пришлось пролежать больше месяца в темноте избы, - перед смертью.
- За траву не удержишься! - говорил он мне, снисходительно улыбаясь, когда я советовал ему съездить в больницу.
И кто знает, - не прав ли был он?
"Умер, погиб, не выдержал, - значит, так надо!" думою я и поднимаюсь, чтобы пойти на воздух. Надев шубу и шапку, подхожу к лампе. На мгновение шум метели за окном смущает меня, но затем я решительно дую на свет.
В темных пустых комнатах, через которые я прохожу, мутно сереют окна. От налетающих вихрей они то светлеют, то темнеют, - совсем как в корабельной каюте в качку. В прихожей холодно, как в сенцах, и пахнет сырой, промерзлой корой дров, заготовленных на топку. Громадная старинная икона божией матери с мертвым Иисусом на коленях чернеет в углу…
На дворе ветер рвет с меня шапку и с головы до ног осыпает меня морозным снегом. Но, ох, как хорошо поглубже вздохнуть холодным воздухом и почувствовать, как легка и тонка стала шуба, насквозь пронизанная ветром! На мгновение я останавливаюсь и делаю усилие взглянуть… Новый порыв ветра прямо в лицо перехватывает мне дыхание, и я успеваю разглядеть только два-три вихря, промчавшихся по просеке в поле. Гул леса вырывается из шума вьюги, как гул органа. Я крепко нагибаю голову, погружаюсь почти по пояс в сугроб и долго иду, сам не зная куда…
Ни деревни, ни леса не видно. Но я знаю, что деревня направо и что в конце ее, у плоского болотного озерка, теперь занесенного снегом, - изба Митрофана. И я иду, - долго, упорно и мучительно, - и вдруг в двух шагах от меня вспыхивает сквозь дым вьюги огонек. Кто-то бросается ко мне на грудь и чуть не сбивает меня с ног. Наклоняюсь, - собака, которую я подарил Митрофану. Она отскакивает при моем движении с жалобно-радостным визгом назад и бросается к избе, точно хочет показать, что там делается. А у избы, около окошечка, светлым облаком кружится снежная пыль. Огонек освещает ее снизу, из сугроба. Утопая в снегу, я добираюсь до окна и торопливо заглядываю в него. Там, внизу, в слабо освещенной избе, лежит у окна что-то длинное, белое. Племянник Митрофана стоит, наклонившись над столом, и читает псалтырь. В глубине избы, на нарах, видны в полумраке фигуры спящих баб и детей…
Комментарии 50
человека не ограничено НИЧЕМ... Думайте!
Когда же главным капиталистом выступает государство, тогда он полностью владеет рабочей силой и распоряжается ей по своему(!) усмотрению... отсюда и уголовная ответственность за прогул и тунеядство(ст.209 УК РСФСР).
Где-нибудь, в каком-нибудь "буржуинстве" подобное наблюдалось?? Ладно, разговорился... Вам открываюсь второму, не согласному с таким определением! А сейчас ВНИМАНИЕ - ЭТО ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА ПРИНАДЛЕЖИТ ЛЕНИНУ В.И. Ну и как????? С наступающим!
А в США то, что 52 миллиона человек живут на социале ничего продуктивного не делая, не мешает людям, которые хотят добиться большего строить себе очень неплохую жизнь.
И все это благодаря капиталистической экономике.
И даже бездомные там не голодают.
Пока что значительно вероятнее, что работающие граждане РФ взбунтуются, потому что зарабатывают намного меньше, чем американец получает просто сидя на диване.
Как показал предидущий опыт, даже их терпению есть придел.
В моем канадском городе, одних индейских очень серьезных банд, штук 5, а сколько других я даже боюсь себе представить.
Но к нормальным людям они лезут крайне редко. Им отдали на прокорм как раз этот сектор различных бездельников и совсе конченного быдла и они соблюдают этот статус-кво.
Но вот на примере нынешней Канады, видно, что это быстро меняется, когда им начинает не хватать на привычный образ жизни. Если результаты выборов в США, не были понятны до их оглашения, то результат следующих выборов в Канаде уже известен, неизвестна только пока их точная дата.
Но это работает на основе огромных доходов самой мощной в Мире капиталистической эуономике и правах частной собственности.
Американцам не нужно прятаться по норам, они совсем недавно просто пошли на выборы и выбрали убежденного капиталиста Трампа, вместо марксистской бляди Камалы.
У них ведь нет хозяев царьков, стремящихся пожизненно сидеть на троне.
А как на Западе "хомячки разбегаются по норам" очень хорошо видно из протестов дальнобойщиков в Канаде в 22ом году, тогда если бы они пришли с оружием, которое кстати у них есть, то они могли бы легко захватить парламент и правительство Канады, именно поэтому бзделоватый социалист Трудо тогда пропал из виду на несколько дней.
Но эти люди боролись за сохранение своего привычного образа жизни, а не за то чтобы порвать его к ебеням вместе со своей страной. Потому что большинство Канадцев, Американцев и других развитых стран, являются свободными л...ЕщёНу в какой то мере ты прав, работающим людям приходится кормить эту армию бездельников.
Но это работает на основе огромных доходов самой мощной в Мире капиталистической эуономике и правах частной собственности.
Американцам не нужно прятаться по норам, они совсем недавно просто пошли на выборы и выбрали убежденного капиталиста Трампа, вместо марксистской бляди Камалы.
У них ведь нет хозяев царьков, стремящихся пожизненно сидеть на троне.
А как на Западе "хомячки разбегаются по норам" очень хорошо видно из протестов дальнобойщиков в Канаде в 22ом году, тогда если бы они пришли с оружием, которое кстати у них есть, то они могли бы легко захватить парламент и правительство Канады, именно поэтому бзделоватый социалист Трудо тогда пропал из виду на несколько дней.
Но эти люди боролись за сохранение своего привычного образа жизни, а не за то чтобы порвать его к ебеням вместе со своей страной. Потому что большинство Канадцев, Американцев и других развитых стран, являются свободными людьми ценящими свой образ жизни и те процветающие государства, которые они посторили, а не нищей рабской биомассой, озверевшей от своего убогово существования и вечно мечтающего о "добром и справедливом царе, который должен о них позаботиться", а как он называется президент или генсек ге имеет значения.
Ты Володя просто не понимаешь этой разницы.
факт, что в течение двух с половиной месяцев ее службы в чрезвычайке ею
одной было расстреляно 700 слишком человек, т. е. почти треть
расстрелянных в Ч.К. всеми остальными палачами288.
В
...ЕщёЧтобы судить о ее деятельности, достаточно привести тотКиеве расстреливаемых заставляли ложиться ничком в кровавую массу,
покрывавшую пол, и стреляли в затылок и размозжали череп. Заставляли
ложиться одного на другого еще только что пристрелянного. Выпускали
намеченных к расстрелу в сад и устраивали там охоту на людей. И отчет
киевских сестер милосердия тоже регистрирует такие факты. В «лунные,
ясные летние ночи», «холеный, франтоватый» комендант губ. Ч.К. Михайлов
любил непосредственно сам охотиться с револьвером в руках за
арестованными, выпущенными в голом виде в сад289. Французская писательница Одетта Кен, считающая себя коммунисткой и побывавшая по случайным обстоятельствам290
в тюрьмах Ч.К. в Севастополе, Симферополе, Харькове и Москве,
рассказывает в своих воспоминаниях со слов одной из заклю
факт, что в течение двух с половиной месяцев ее службы в чрезвычайке ею
одной было расстреляно 700 слишком человек, т. е. почти треть
расстрелянных в Ч.К. всеми остальными палачами288.
В
Киеве расстреливаемых заставляли ложиться ничком в кровавую массу,
покрывавшую пол, и стреляли в затылок и размозжали череп. Заставляли
ложиться одного на другого еще только что пристрелянного. Выпускали
намеченных к расстрелу в сад и устраивали там охоту на людей. И отчет
киевских сестер милосердия тоже регистрирует такие факты. В «лунные,
ясные летние ночи», «холеный, франтоватый» комендант губ. Ч.К. Михайлов
любил непосредственно сам охотиться с револьвером в руках за
арестованными, выпущенными в голом виде в сад289. Французская писательница Одетта Кен, считающая себя коммунисткой и побывавшая по случайным обстоятельствам290
в тюрьмах Ч.К. в Севастополе, Симферополе, Харькове и Москве,
рассказывает в своих воспоминаниях со слов одной из заключенных о такой
охоте за женщинами даже в Петрограде (она относит этот, казалось бы,
маловероятный факт к 1920 г.!!). В той же камере, что и эта женщина,
было заключено еще 20 женщин контрреволюционерок. Ночью за ними пришли
солдаты. Вскоре послышались нечеловеческие крики, и заключенные увидали в
окно, выходящее на двор, всех этих 20 женщин, посаженных голыми на
дроги. Их отвезли в поле и приказали бежать, гарантируя тем, кто
прибежит первыми, что они не будут расстреляны. Затем они были все
перебиты...
В Брянске, как свидетельствует С. М. Волконский в своих воспоминаниях291,
Всуществовал «обычай» пускать пулю в спину после допроса. В Сибири
разбивали головы «железной колотушкой»... В Одессе – свидетельствует
одна простая женщина в своих показаниях –«во дворе Ч.К. под моим окном
поставили бывшего агента сыскной полиции. Убивали дубиной или прикладом.
Убивали больше часа. И он умолял все пощадить».
Екатеринославе некий Валявка, расстрелявший сотни
«контрреволюционеров», имел обыкновение выпускать «по десять-пятнадцать
человек в небольшой, специальным забором огороженный двор». Затем
Валявка с двумя-тремя товарищами выходил на середину двора и открывал
стрельбу2