Много лет назад, в день 15(2) января, который отмечен в календаре православной церкви ежегодным празднованим преставления (1833 год), совершением службы с полиелеем, в день, когда состоялось второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1991 год), произошло диво дивное - явление Богоматери преподобному Серафиму Саровскому.
Великий подвижник благочестия, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, прославленный церковью в лике преподобных, Серафим Саровский был тем единственным человеком из живших на земле, который в земной своей жизни удостоился двенадцати!!! явлений Самой Пресвятой Богородицы.
«Самое раннее явление Богоматери св. Серафиму было еще во время его детства», - пишет Евгений Поселянин в свой знаменитой книге о Богородице, Ее жизни и Иконах под датой 2 января. «Тогда ему было около десяти лет от роду, и он жил еще в городе Курске, у своей матери. Здесь он столь сильно заболел, что мать потеряла всякую надежду на выздоровление своего сына. И вот однажды, в самое тяжкое время болезни, Прохор — так звали святого в миру — пробудился от сна и стал рассказывать своей плачущей и убитой горем матери о дивном сонном видении. Больной ребенок говорил, что ему явилась Пресвятая Богородица, обещая прийти к нему и исцелить его от болезни, но мать приняла все слова своего сына за бред. Однако виденный Серафимом сон не замедлил исполниться в точности.
Через некоторое время после этого сонного видения отрока в городе совершали крестный ход с Курской чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Торжественное шествие двигалось уже по той улице, где стоял дом с больным ребенком. Но вот пошел проливной дождь, и участники крестного хода принуждены были укрыться от него во дворе дома, где лежал больной. Мать его воспользовалась этим случаем: она вынесла своего сына, приложила к иконе и положила его так, чтобы над ним пронесли образ. С этого же дня он выздоровел. Так исполнилось обещание Богоматери прийти к нему и исцелить его от болезни.
Другой случай явления Божией Матери св. Серафиму относится к 1780-му году, когда преподобный вступил уже на путь подвижничества и был послушником в Саровской пустыни. Здесь он еще носил свое мирское имя Прохора. В пустыни он заболел упорным и тяжким недугом, который длился три года. Почти половину этого времени, т. е. около полутора лет, Прохор провел в постели. Окружавшие больного братия, судя по внешним признакам болезни, полагали, что он страдал водянкой, но так как среди них не было врача, то они не могли подать ему никакой помощи.
Болезнь Прохора все усиливалась, и он настолько сильно разболелся, что окружающие стали опасаться за его жизнь. Об этом узнал и строитель монастыря. Придя к больному Прохору, он стал настойчиво предлагать ему пригласить врача или же, по крайней мере, пустить кровь. Но Прохор отказался. Всецело уповая на Господа и на Богоматерь, он отвечал:
— «Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством — причастием Святых Таин» .
Настоятель монастыря не отказал в просьбе страдальцу: отслужили о здравии больного всенощное бдение и литургию, по окончании которой Святые Тайны были принесены в келью, к одру его. После принятия Св. Таин Прохор, к великому удивлению всех, весьма быстро выздоровел.
Только под конец своей жизни преподобный Серафим объяснил тайну своего скорого избавления от столь тяжкого недуга. Он рассказывал своим близким людям, что тогда, по причащении Св. Таин, явилась ему в несказанном свете Пресвятая Дева Мария вместе с двумя апостолами: Иоанном Богословом и Петром. Обратясь к Богослову лицом и указывая перстом на больного Прохора, Богоматерь сказала: — «Этот нашего рода» .
С этими словами Пресвятая Дева положила Свою правую руку на голову страдальца. Тогда в правом боку образовалось отверстие, чрез которое стала выходить материя, наполнявшая тело больного, и вследствие этого больной получил облегчение. Следы от этой раны, служившей истоком материи, сохранялись потом всю жизнь на теле преподобного Серафима.
В 1804 году преподобный Серафим жил один в небольшой келье, в глухом дремучем лесу, в 5 или 6 верстах от монастыря. Здесь 12-го сентября на него напали разбойники и потребовали денег. Когда святой подвижник отказался исполнить их требование, ибо не имел никаких денег, разбойники усмотрели в его словах обман и скрывательство. Они, желая силой принудить старца выдать им требуемое, жестоко избили его, выбили ему несколько зубов, проломили голову, перебили ребра и оттоптали грудь. Однако, обыскав убогую келью подвижника, они действительно ничего для себя не нашли и, оставив святого полумертвым лежать на земле, удалились.
Едва мог преподобный Серафим очнуться и на следующий день пришел в монастырь. Здесь он целых семь суток не принимал ни пищи, ни воды и от ужасных болей во всем теле не мог спокойно пролежать ни одной ночи. Когда настоятель монастыря увидел, что нет никакой надежды на выздоровление Серафима, что здоровье его не только не восстанавливается, но, повидимому, все более и более ухудшается, то послал в Арзамас за врачами.
Врачи приехали. Осмотрев больного, они были сильно изумлены и не могли понять, как мог преподобный остаться в живых после таких побоев. Они почувствовали всю свою беспомощность. Ясно, что только благодаря помощи свыше св. Серафим еще жил. Желая, однако, если не излечить больного, то хотя сколько-нибудь облегчить его страдания, врачи решили пустить кровь, обмыть больного, к ранам приложить пластырь, а в некоторых местах употребить спирт.
Врачи совещались. В это время преподобный Серафим на короткое время заснул. И вот во сне он видит, что с правой стороны постели подходит к нему Пресвятая Богородица в царской порфире. Ее сопровождают апостолы Петр и Иоанн Богослов. Богоматерь, остановившись у постели, перстом правой руки указала на больного и, обратясь в сторону врачей, сказала:
— «Что вы трудитесь?»
После этого Она обратилась к старцу и прибавила:
— «Этот от рода Моего».
Видение тотчас кончилось, и больной проснулся. В это время пришел настоятель и предложил преподобному Серафиму воспользоваться советами и помощью приехавших врачей. К удивлению всех, преподобный отвечал, что ему теперь совершенно не нужна человеческая помощь, и просил настоятеля предоставить жизнь его Богу и Пресвятой Богородице. Как сам настоятель, так и все другие жившие в монастыре всегда относились с уважением к старцу и теперь не могли отказать ему в его просьбе: они оставили его в покое. Прп. Серафим в этот же день встал с постели и начал ходить по келье, а к вечеру первый раз вкусил пищи. Прошло немного времени, и преподобный совершенно выздоровел.
Через 5—6 лет после этого явления Богоматери преподобный Серафим предался затворнической жизни в своей уединенной келье, в монастыре.
Когда он провел пятнадцать лет в этом трудном подвиге, он удостоился нового явления Пречистой Девы. 25 ноября 1825-го года явилась ему во сне Божия Матерь в сопровождении св. Климента, епископа Римского, скончавшегося в 101 г., и Петра Александрийского, скончавшегося в 311 г. (память которых празднуется в этот день), и разрешила преподобному выйти из затвора.
Наконец, нужно отметить последнее явление Богоматери преподобному Серафиму, которое было 25 марта 1831 года, незадолго до блаженной кончины св. старца. Это явление было несколько иное, чем до сих указанные. Матерь Божия явилась ему не в сонном видении, а наяву, так же, как некогда явилась другому великому русскому подвижнику и угоднику Божию — преподобному Сергию. Об этом замечательном явлении известно следующее.
Благочестивая старица Дивеевского монастыря Ирина Семеновна была свидетельницей этого явления. Еще за два дня до этого события преподобный Серафим просил Ирину, чтобы она пришла к нему. Старица исполнила желание преподобного. В день Благовещения утром св. Серафим обратился к инокине и объявил:
— «Нам будет видение Божией Матери».
После этого прп. Серафим наклонил ее ниц и, покрыв своей мантией, стал читать над ней по книге. Потом, подняв ее, сказал:
— «Ну, теперь держись за меня и ничего не убойся».
Вслед за этим поднялся шум, подобный тому, который бывает в лесу от большого ветра, и, когда он стих, послышалось пение, подобное церковному. Вдруг неожиданно дверь в келью сама собой растворилась, и утренний полумрак сменился ярким светом, который по своей силе во много превосходил свет солнца. Дивное благоухание наполнило всю келью.
Прп. Серафим в это время стоял на коленях и, воздев руки к небу, молился. Страх и трепет охватил старицу Ирину. Заметив испуг инокини, преподобный встал и сказал ей:
— «Не убойся, чадо: это — не беда, а ниспосылается нам от Бога милость. Вот Преславная, Пречистая Владычица наша Пресвятая Богородица к нам грядет».
Тотчас же показалось чудное райское видение: впереди шли два ангела. Оба они, один в правой руке, а другой в левой, держали по ветви, покрытой только что распустившимися цветами. Волосы их были подобны золотисто-желтому льну и лежали распущенные на плечах. Оба ангела стали впереди. За ними следовали св. Иоанн, Предтеча Господень, и св. евангелист Иоанн Богослов, облеченные в белые блестящие одежды. Потом шествовала Матерь Божия, сопровождаемая двенадцатью девами.
Дева Мария имела на Себе блестящую одежду несказанной красоты. Глава Небесной Царицы была украшена короной, на которой виднелись кресты. От этих крестов распространялся столь сильный свет, что человеческий глаз не мог вынести его и нельзя было смотреть на само лицо Богоматери. Власы Ее были распущены по плечам и были прекраснее и длиннее ангельских, а ростом Она, казалось, была выше всех дев.
Девы шествовали за Небесной Царицей попарно. Все они были в венцах и одеждах разного цвета. Рост их был различен. Имели они также разные лица и разный цвет волос, лежащих также по плечам. Но все они были великой красоты. Подошедши, девы стали кругом. Пресвятая Дева была в середине.
Старица Ирина, увидев это дивное явление Божией Матери, в страхе упала ниц. Тогда Небесная Царица подошла к ней и, прикоснувшись правой рукой, сказала:
— «Встань, девица, не убойся нас: такие же девы, как ты, пришли сюда со Мной».
Когда старица поднялась, Матерь Божия повторила:
— «Не убойся, мы пришли посетить вас».
После этого Богоматерь подошла к преподобному Серафиму. Последний в это время стоял уже не на коленях, а на ногах. Обращаясь к преподобному, Пресвятая Богородица говорила с ним весьма милостиво, как бы с самым близким человеком.
Старица Ирина, объятая великой радостью, воскликнула:
— «Где мы?»
Она думала, что душа ее уже разлучилась с бренным земным телом! Потом, указывая на дев, она спросила:
— «Кто это?»
Царица Небесная приказала ей приблизиться к девам и самой спросить их.
Святые девы, как шли, так и стояли попарно по сторонам. Впереди всех стояли великомученицы Варвара и Екатерина, за ними — первомученицы Фекла и Марина, потом — великомученица и царица Ирина и преподобная Евпраксия, далее — великомученицы Пелагея и Дорофея, затем — преподобная Макрина и мученица Иустина и, наконец, — великомученица Иулиания и мученица Анисия. К каждой из них подходила старица Ирина, и каждая из святых дев называла свое имя и рассказывала историю своей жизни и мученичества. Рассказ их, как передавала старица, был сходен с тем, который изложен в Четьих-Минеях. Все девы, обращаясь к инокине, говорили:
— «Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание, за поношение. И ты пострадаешь».
В то время, как старица выслушивала слова святых дев, Пресвятая Богородица продолжала разговаривать с преподобным Серафимом. Участница этого дивного видения не могла слышать всех слов из их беседы, но ясно расслышала следующие слова:
— «Не оставь дев Моих, дивеевских подвижниц», — говорила преподобному Серафиму Богоматерь.
— «О, Владычице! — отвечал старец, — я собираю их, но сам не могу их управить».
— «Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу, — ответствовала на это Царица Небесная. — Возложи на них послушание: если исправят, то будут с тобою и близ Меня; а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих; ни места, ни венца того не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня, а кто послужит им ради Господа, тот не будет забыт пред Богом».
Сказав эти слова, Пресвятая Дева обратилась к старице Ирине и продолжала:
— «Вот посмотри на этих дев Моих и на венцы их. Иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав царства вечного, небесного; возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили единого Господа и Бога всех и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так и ныне, только прежние мученицы страдали явно, а нынешние — тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же».
После этого Богоматерь снова обратилась к преподобному Серафиму и сказала:
— «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
Вслед за тем Царица Небесая благословила преподобного. Подошли к св. Серафиму Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов и также благословили его. Девы, прощаясь с старцем, подходили к нему и целовались с ним рука в руку. Затем в одно мгновение все стало невидимо.
Это чудное видение продолжалось не один час. По окончании явления Богоматери преподобный Серафим обратился к старице Ирине Семеновне с следующим наставлением:
— «Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне таким образом вот уже двенадцатый раз было явление от Бога. И тебя Господь сподобил. Вот какой радости достигли! Есть нам, почему веру и надежду иметь ко Господу. Побеждай врага диавола и противу его будь во всем мудрая, и Господь тебе во всем поможет. Призывай себе на помощь Господа и Матерь Божию и всех святых и меня, убогого, поминай. Помни и всегда говори в молитве: «Господи, как мне умереть будет? Господи, как на Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!»
Александр Черных
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев