— Старообрядческая церковь очень ортодоксальна?
— Даже более строгая к соблюдению канонов, чем РПЦ. Но, по моему личному мнению, нельзя относиться с неприязнью со всей канонической строгостью к еще невоцерковленному, но высоконравственному человеку.
— Мне как невоцерковленному не совсем понятно еще одно принципиальное изменение в канонах, связанное со «священным азом» из «Символа веры».
— Да, именно протопоп Аввакум сказал знаменитую фразу, что он и за един «аз» готов пострадать и на костер пойти. «Аз» из славянской азбуки — это буква «а», которая была убрана как союз из фразы «…рождена, а не сотворена». Вроде бы ничего особенного, но вместо противопоставления между понятиями в тексте возникло некое тождество.
— К тому же Аввакум ведь формулировал образно, имея в виду общую картину происходящей катастрофы.
— Да, конечно, он говорил и обо всем русском богословии, и о грядущей кровавой междоусобице. Царь Алексей Михайлович, правда, долго призывал Аввакума опомниться и вернуться в лоно официальной церкви. Ведь они долгое время находились в дружеских отношениях. Поначалу Аввакум писал царю очень аккуратные челобитные, называя его батюшкой и умоляя не связываться с греками и не оставлять русскую святую веру. То есть прямо по-отечески наставлял. Но после долгих ссылок, заточений, страданий, потери детей протопоп начинает слать царю проклятья, используя самые нехорошие эпитеты вплоть до «**** сына».
— Ведь в молодые годы они с будущим патриархом Никоном были друзьями?
— Да, в середине XVII века и Никон, и Аввакум принимали участие в деятельности Кружка ревнителей благочестия, поскольку к тому моменту в церковных службах стали проявляться какие-то ошибки и нарушения — в основном связанные с неточностями перевода. Случалось, что в храме проводилось несколько служб одновременно — это называлось «многогласием», что было противно церковному уставу. Из-за отсутствия надлежащей корректуры и в церковные книги вкрадывались опечатки и ошибки, но тогда это еще не искажало общий смысл и не касалось тонкостей богословия. Тогда дело еще не дошло до принципиальных противоречий, приведших к расколу, когда благие желания закончились не слишком благими последствиями.
— Ну, внутреннее состояние преследуемого Аввакума можно понять, прочитав знаменитое «Житие».
— Да, помните, как он спрашивает жену: мол, Марковна, может быть, мне подчиниться? На что та отвечает: «Иди обличай еретическую блудню». В общем, не стоит забывать, что формально сожгли Аввакума не за приверженность к старым обрядам, а с формулировкой «за великие на царский дом хулы». Конечно, не один он пострадал тогда за веру — стоит вспомнить, к примеру, и епископа Павла Коломенского, и знаменитое Соловецкое стояние, когда монахи восемь лет держали осаду монастыря. По преданию, царь уже на смертном одре повелел снять осаду, но гонец на полпути встретил другого гонца, который спешил с вестью о том, что монастырь пал.
— То есть счастливого конца не получилось.
— К сожалению, такая завязка может кончиться только трагедией. Как и вся история с расколом.
— И все же почему уничижительным словом «раскольники» назвали именно староверов? Ведь раскалывали-то церковь две стороны, а то и три.
— Вы же знакомы еще с одним крылатым выражением, что историю пишет победитель. И именно он раздает ярлыки. Прямо как Адам, когда ему Господь сказал: иди и дай имена всем земным тварям.
— Во времена СССР тоже очень любили давать имена — такие, чтобы все вокруг горело. Вспомните «пламенных революционеров», «страницы огненных лет», «горящие сердца».
— Аввакума называли протопопом «огнепальным». Тогда ведь самым любимым идеологическим словом была «борьба», и он был объявлен противостоятелем темным силам мракобесия, почти что борцом с царским режимом.
— Чуть ли не диссидентом.
— Ну, если так рассуждать, то первый русский диссидент — это все-таки князь Курбский. Судя по известным нам источникам. А, вообще-то, любой власти нужны исторические опоры, даже из Петра Первого тогда сделали чуть ли не революционера с топором в руках.
— Именно тогда, при советской власти, Аввакум был объявлен основоположником автобиографических повествований, почти что прогрессивным русским писателем. Безусловно, его «Житие» стоит в одном ряду со «Словом о полку Игореве», но вот по поводу других его сочинений остается много вопросов, ведь даже богословы из староверов обвиняют его в каких-то догматических противоречиях?
— В дошедших до нас текстах есть спорные моменты, есть и явные подлоги, такое случается — взять, к примеру, «деяние на Мартина Армянина», якобы обличающее истинность двуперстия. Но не надо забывать о том, что большинство сочинений Аввакума дошло до нас не в автографах, а в сторонних списках, так что говорить об их подлинности было бы не совсем корректно. Если применять научный подход, тогда нужно все изучать дифференцированно и досконально, но дело в том, что как раз научное сообщество и не настаивает на подлинности каждого из этих сочинений.
— И все же не настало ли время говорить об Аввакуме не только как о писателе, но и как о крупном религиозном деятеле?
— Я думаю, что в юбилейный год это непременно прозвучит. Предварительные мероприятия празднования 400-летия планируются уже сейчас. Они будут проходить в Нижегородской области, так сказать, по месту рождения Аввакума, в Бурятии, где издревле компактно проживают «семейские» старообрядцы, в Нарьян-Маре (близ Пустозерска), где он погиб. Среди федеральных мероприятий есть план установки памятника Аввакуму в Москве, в историческом центре старообрядчества — Рогожской слободе. Планируются и специальные чтения, где его фигура будет рассматриваться не только в качестве писателя, а как идеолога и предводителя борьбы за чистоту православия.
— Следует ли из этого, что у старообрядцев улучшатся отношения с властью?
— После недавних встреч старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия с В. В. Путиным в СМИ все чаще стали говорить о том, что президент высоко ценит вклад старообрядцев в развитие русского государства. Не хотелось бы выражаться высокопарно — что, мол, он видит в них некую вечную силу, сокрытую в глубинах народа, но, как мне кажется, по смыслу это звучит вполне верно. Ведь стоит только вспомнить знаменитых меценатов из купцов и промышленников... Да и сегодня роль старообрядческой церкви заметна — недаром митрополит Корнилий входит в состав президентского совета по делам религиозных объединений.
— В данном контексте авторитетная и знаковая фигура протопопа выглядит для власти крайне внушительно. Хоть сам он и говорил: «Аз есмь Аввакум протопоп. Что тебе за дело до меня?»
— Знаете, какое-то время назад в РПЦ вставал вопрос о канонизации патриарха Никона — оказывается, многие считают его святым человеком, великим реформатором со знаком плюс. А что? Нравится это кому-то или нет — это их внутреннее дело, куда деваться. Аввакум у нас канонизирован уже давно, так что и старообрядцы имеют полное право во всероссийском масштабе заявить о своем герое.
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
2 февраля, 2019г.
(источник:
https://newsib.net/kultura/protopop-avvakum-pod-xorugvyami-religii-i-znamenami-kultury.html)
#публикации
Комментарии 8