Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
I. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – один из важнейших двунадесятых годичных праздников, посвященных прославлению Богоматери»… Существует предположение, что его появление связано «с деятельностью святого императора Юстиниана I, который построил в 543 году в Святой Земле на развалинах иудейского Иерусалимского храма – того самого, в котором некогда произошло событие Введения, – огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице. Впервые на православном Востоке этот праздник все же упоминается уже в VIII веке – начиная с Синайского праздничного Евангелия 715 года. В IХ веке на Востоке он уже получает повсеместное распространение, но еще не в числе важнейших годичных праздников… В число двунадесятых праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы вошел лишь после ХIV столетия».
В Иерусалимский храм «благочестивые родители святые Иоаким и Анна привели маленькую трехлетнюю девочку – Ту, Которую ныне мы именуем Богоматерью. Верные собственному обету – посвятить Дочь служению Богу, – Иоаким и Анна, приведя Марию в храм, поставили Ее при входе – на первую из пятнадцати ведущих внутрь высоких и крутых ступеней. И вот маленькая Отроковица самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по этим каменным ступеням, вступила в храмовое пространство. В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, то был Захария – будущий отец Иоанна Предтечи. Он, по особому откровению Божию, взяв Откроковицу, ввёл Её во Святая Святых – в то самое место, куда даже первосвященник имел право входить лишь раз в году. После этого Иоаким и Анна вернулись в свой дом. Мария же стала жить при храме – в здании, где обитали девы, воспитываясь и учась… Предание Церкви повествует о том, что Мария прожила при храме до двенадцати лет» (Православные церковные праздники. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013, с. 57, 63–64, 59–60, 61).
II. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Тяжелая ответственность перед Богом лежит на тех христианах, которые не исполняют своего священного долга охранять своих детей от враждебных ветров, могущих оторвать их от Лозы Христовой и унести далеко в пыль и грязь, где они будут потоптаны врагами высшей правды и добра.
Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии, хорошо понимали это, и только первые три года жизни Малютки, избранной Богом послужить воплощению Сына Божиего, они наслаждались великой радостью тесного общения с Нею и горячей любви к Ней».
Они «избрали для Света очей своих, трёхлетней Крошки, самую надежную защиту от мира, посвятив Её Богу. Матери обычно трудно расстаться с единственным ребенком. А Иоаким и Анна привели маленькую Дочь за 120 километров из Назарета в Иерусалим, чтобы оставить Её в центре благочестия всего народа израильского, в святом храме, и без Неё вернулись в Назарет.
Бог облегчил им эту жертву, внушив первосвященнику Захарии ввести Пречистую Малютку не только внутрь храма, куда входили только священники, но даже за вторую завесу – в Святая Святых, куда один раз в год мог входить лишь первосвященник. Это событие было столь необычайно, что повергло в изумление даже Ангелов Божиих, сопровождавших первосвященника и ведомое им Дитя, и всенощной церковный хор поёт: «Ангели вхождение Пречистыя видяще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».
Как же объяснить это событие? Во втором Иерусалимском храме, построенном после вавилонского пленения евреев, уже не было Ковчега Завета, который скрыл пророк Иеремия в неизвестном месте (см.: Мак. 2, 4–7), но тем не менее третья, внутренняя часть храма – Святая Святых – оставалась для иудеев великой святыней, ибо она была местом особого присутствия Бога. Но разве не достойна была войти в это святое место Та, Которая именуется Святою Церковью Пречистым Храмом Спасовым, Селением Небесным? Первосвященник не только ввёл будущую Богородицу во Святая Святых, но и дал Ей разрешение ежедневно приходить сюда для молитвы. До пятнадцати [или 12-ти, прим. сост.] лет прожила Она в одной из комнат, пристроенных к наружным стенам храма. Она дышала не только вещественным фимиамом алтаря кадильного, но и угодным Богу фимиамом молитв священников и всего народа.
Так неизмеримо надёжнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом Святым Пречистая Отроковица Мария от всех скверн и соблазнов мира. Так подготовлялась Она к величайшему таинству воплощения Сына Божия. Приводите в храмы Божии детей, чтобы они дышали его святым воздухом, насыщенным не только дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нём великих Таинств и молитвами множества людей.
Прославим же в сердцах своих Бога, даровавшего миру такой Святой Сосуд ничем не запятнанной чистоты, и глубоко проникнемся заветом апостола Иакова нам, слабым и немощным, хранить себя неоскверненными от мира» (Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу / Свт Лука, исп., архиеп. Симферопольский и Крымский. – М., 2016, с. 242, 246–247).
Тропарь, глас 4 праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы:
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Благоволение – милость. Предображение – предвестие. Велегласно – громко, торжественно. Смотрение – промышление. Зиждитель – Создатель.
Тропарь на русском языке и его толкование
«По-русски: Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя...
В этом тропаре говорится о том, что явление в храм Девы Марии (избранной быть Матерью нашего Господа и Спасителя) предвозвещает людям спасение» (Православный толковый молитвослов. – М., 2016, с. 174–175).
«Сегодня предвестие благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы Ей громко воскликнем: «Радуйся, исполнение промышления о нас Создателя» (Закон Божий для семьи и школы. – М.: Изд. МП РПЦ, 2015, с. 225).
«Если при Рождестве Богоматери можно было лишь смутно предугадывать Её высокое предназначение, то Введение во храм Богородицы стало Её зримым явлением миру. Оно зачастую уподобляется явлению народу Христа при Его крещении. Итак, Введение во храм стало безмолвной проповедью о близком Пришествии в мир Спасителя. Оно как бы предисловие к Рождеству Христову. Именно поэтому тропарь праздника Введения во храм посвящен празднику Рождества Спасителя не меньше, чем самому Введению» (Православные церковные праздники. – М., 2013, с. 65–66).
Кондак, глас 4 праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы:
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
(«По-русски кондак может звучать так: «Пречистый Храм Спасителя, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище славы Божией, сегодня вводится в дом Божий, вводя с Собою благодать, которая – в Божественном Духе. Ее воспевают Ангелы Божии. Это Скиния (шатер) небесная». Богоматерь называется здесь одновременно и Храмом – ведь в Ней вселился Бог, и Чертогом, Палатой, Жилищем – ибо Бог, вселившийся в Ней, был одновременно и Сыном Божиим, и Человеком. Кондак еще глубже и полнее, чем тропарь раскрывает духовный смысл праздника. Вместе с Введением во храм Девы Церковь видит со-введение с Ней и благодати Святого Духа, благодаря чему эта благодать скоро изольется уже и на всех верующих. Отсюда и радость всех Ангелов по поводу совершившегося» (Православные церковные праздники. – М., 2013, с. 66).
Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Задостойник
Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых.
Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
О Введении во храм Пресвятой Богородицы, тексты тропаря, кондака и другое в книгах: Закон Божий / Слободской Серафим, протоиерей; Радуйся, Благодатная / Архимандрит Василий (Бакояннис). – М., с. 20–29; Земная жизнь Пресвятой Богородицы; Сборник канонов; Под покровом Богородицы: молитвы, чудеса и притчи. – М., с. 22–23; Тропарион карманный; Молитвослов и Псалтирь на церковнославянском языке. – М., с. 259–266.
Книги о Пресвятой Богородице https://www.pravmolitva.ru/catalog/knigi-o-presvyatoy-bogorodice.html
https://www.pravmolitva.ru/catalog/pravoslavnaya-literatura.html Предлагаем большой выбор православной литературы по издательским ценам – книги Священного Писания, богослужебные издания, псалтырь на всякую потребу, молитвословы на русском и на церковнославянском языке, молитвы о разных нуждах, книги об исцелении болящих, православные акафисты и каноны, карманные издания.
...https://www.pravmolitva.ru/goods/svyatoe-evangelie-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke-1166.html М.
...https://www.pravmolitva.ru/goods/kratkoe-izlozhenie-vethogo-zaveta-1421.html М.
...https://www.pravmolitva.ru/articles/skidki.html ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА ПОЧТОЙ предоставляет скидки для православных храмов и других некоммерческих организаций, а также граждан.
...https://www.pravmolitva.ru/goods/akafist-bozhiey-materi-v-chest-ikony-ee-dostoyno-est-855.html – М.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев