Количество и качество – категории разные. Наивно полагать,что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Не систематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей,зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
Во-первых,необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более;дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная.Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас.
Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона– это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы –молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
У православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон?Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно,иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8). Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога(Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).
Но как поступить,если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное,чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором,магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам,или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. О том,как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры«Иконы в нашем доме»: «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было "нехорошо". Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью. После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам,попытался объяснить, что "нехорошо" в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997,сс.7-8). ...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет согласно Преданию,прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску не гниющюю» и помещен над городскими вратами. День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым»или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.
Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой,люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую,несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как,например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна»Рафаэля – это не каноническая икона.
КАКИЕ ИКОНЫ СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ ДОМА ?
Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) –необходимы для дома, где живут православные христианине.
Из образов Спасителя,для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип«Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих.
Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы,которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелыцанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери.
Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой,наделенный особой благодатью. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению.
К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе. Часто возникает сугубо практический вопрос: Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее? Здесь можно дать несколько полезных советов. Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей. Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение. После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски.
Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.
КАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
Для домашней божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично,без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать,к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя,Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения,старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место,поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.
Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне. Каким должно быть отношение к святыне? Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка. Будьте передо Мною святы,ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26) По тому, как относятся члены семьи к иконе,перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии. Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами. Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам.
Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен. К чему может привести искаженный, не православный взгляд на почитание святых икон? К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке. Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти.
Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам –противникам святых икон. Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни. Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений.Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.
Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова. Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «...и чествоват и их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, я коже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением с вещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, си есть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли при явшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ). Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Крест –святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году,свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены отдревнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал«Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).
Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя,так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя,Христе, Боже наш...». И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена,ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду. Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики,смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека,ходящего путями Его.
Источник:
Как устроить домашний иконостас.
С.В. Алексеев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15
Как устроить домашний иконостас?
Количество и качество – категории разные. Наивно полагать,что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, темблагочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную частьжилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей,зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизньчеловека.
Во-первых,необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, гдео молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходитискажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создандля молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более;дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитвакелейная; в доме существует Церковь, но Цер
...ЕщёКак устроить домашний иконостас?
Количество и качество – категории разные. Наивно полагать,что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, темблагочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную частьжилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей,зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизньчеловека.
Во-первых,необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, гдео молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходитискажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) – это о храме, который создандля молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, не более;дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитвакелейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная.Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небеснуюгармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимосмешение онтологически разных понятий храма и дома. Тем не менее, иконы в домедолжны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
В прошлом в каждойправославной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилищаобязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас.
Место, где размещались иконы называли передний угол, красныйугол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона– это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых исобытий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, тоесть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью ипредназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы –молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; этооткровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейнаяреликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, котораяобъединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместнаямолитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные
...ЕщёВ прошлом в каждойправославной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилищаобязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас.
Место, где размещались иконы называли передний угол, красныйугол, святой угол, божница, киот или кивот. Для православного христианина икона– это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых исобытий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, тоесть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью ипредназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы –молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; этооткровение Божие в линиях и красках. Таким образом, икона – не просто семейнаяреликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, котораяобъединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместнаямолитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды идостигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой. Конечно, внастоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно впестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместнойдомашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малойЦеркви.
У православного христианина, живущего в современнойгородской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь вдоме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон?Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами? На какие-то изэтих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можнообойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
ГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответавызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно,иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток какбогословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бограй в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8).Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога(Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам домаГосподня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходитот востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие СынаЧеловеческого (Мф. 24, 27).
Но как поступить,если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В такомслучае можно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное,чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся нечувствовали
...ЕщёГДЕ РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответавызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно,иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток какбогословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бограй в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8).Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога(Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам домаГосподня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходитот востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие СынаЧеловеческого (Мф. 24, 27).
Но как поступить,если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В такомслучае можно использовать южную, северную или западную стены жилища. Главное,чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся нечувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во времямолитвы, удобно использовать складной переносной аналой. Выбирая место длядомашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором,магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашемувремени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначениюсвященных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.
Правда, здесь могут быть исключения. Например, вредакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконыи компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещеннаявозле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется дляраспространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструментслужит проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предметамидекоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различныхматериалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству скнигами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам,или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.
Совершенно недопустимо соседство икон с плакатамиили настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров веканынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это нетолько низводит значение почитания священных изображений до неприемлемогоуровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. О том,как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьипоказывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры«Иконы в нашем доме»: «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одномдоме, где, по словам хозяев, было "нехорошо". Несмотря на то, что домбыл освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, яобратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене виселхудожественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причемизвестной своей сатанинской направленностью. После молебна, за чаем, яосторожно, зная о фанатичной преданности некоторых
...ЕщёСовершенно недопустимо соседство икон с плакатамиили настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров веканынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это нетолько низводит значение почитания священных изображений до неприемлемогоуровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира. О том,как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьипоказывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры«Иконы в нашем доме»: «В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одномдоме, где, по словам хозяев, было "нехорошо". Несмотря на то, что домбыл освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, яобратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене виселхудожественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причемизвестной своей сатанинской направленностью. После молебна, за чаем, яосторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам,попытался объяснить, что "нехорошо" в доме вполне может происходитьдаже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоятьсвятыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор былсделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997,сс.7-8). ...воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лицеЕго, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) – такговорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященнойГосподу.
Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, абольшие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляютполотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет согласно Преданию,прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказанияпомощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком(убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больномупроказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и егоподданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доскунегниющю» и помещен над городскими вратами. День, когда Церковь вспоминаетперенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного ОбразаСпасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым»или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящалидомотканные полотна и полотенца.
Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначалисьименно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева домапользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, послеводосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой,люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточкиосвященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербноговоскресения.
В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшатьжилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую,несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть между иконами картин илирепродукций картин. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как,например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна»Рафаэля – это не каноническая икона.
КАКИЕ ИКОНЫ СЛЕДУЕТИМЕТЬ ДОМА ?
Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону БожиейМатери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения иСпасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земныхлюдей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим иславнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) –необходимы для дома, где живут православные христианине.
Из образов Спасителя,для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.Характерной особенностью этого иконографического типа является изображениеблагословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословскоезначение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель омире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой инадеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителяили, по-гречески, Пантократора всегда
...ЕщёКАКИЕ ИКОНЫ СЛЕДУЕТИМЕТЬ ДОМА ?
Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону БожиейМатери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения иСпасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земныхлюдей, удостоившейся полного обожения, и почитаемой как честнейшую Херувим иславнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) –необходимы для дома, где живут православные христианине.
Из образов Спасителя,для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.Характерной особенностью этого иконографического типа является изображениеблагословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги. Богословскоезначение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель омире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой инадеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителяили, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписихрама, и на переносных иконах, и, конечно, в доме. Из богородичной иконографиичаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия». Иконографический тип«Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолуи евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которыхвпоследствии распространились по всему православному миру. Характернойособенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя иБогородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особыевзаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовьюСоздателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление греховчеловеческих.
Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе сгреческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. Наиконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы,которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типанаиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
...ЕщёИз икон типа «Умиление» наиболее распространены:
Владимирская икона Божией Матери,
Донская икона Божией Матери,
икона «Взыграние младенца»,
икона «Взыскание погибших»,
икона «Достойно есть»,
Игоревская икона Божией Матери,
Касперовская икона Божией Матери,
Корсунская икона Божией Матери,
Почаевская икона Божией Матери,
Толгская икона Божией Матери,
Феодоровская икона Божией Матери,
Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе сгреческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. Наиконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы,которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типанаиболее известными являются:
Влахернская икона Божией Матери,
Грузинская икона Божией Матери,
Иверская икона Божией Матери,
икона «Троеручица»,
икона «Скоропослушница»,
Казанская икона Божией Матери,
Козелыцанская икона Божией Матери,
Смоленская икона Божией Матери,
Тихвинская икона Божией Матери,
Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, еслипраздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо иконСпасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа ИисусаХриста или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно этииконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, ктоимеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнитьсвой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великихсвятых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особоепочитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждойправославной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и БожиейМатери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в домеправославного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой,наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковномууставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возноситмолитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.
Среди изображений святых пророков Божиих можно выделитьИлию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучениковза веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученикаГеоргия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображениясвятых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила ииконы праздников.
Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощникомздесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другомусвященнослужителю стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон ицветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошуюрепродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца ксвоему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет правасовершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всейполнотой ответственности подходить к своему служению.
К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретитьвульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, еслиизображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущениясоприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию инепрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такогоприобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основ
...ЕщёВыбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощникомздесь является священник – духовник семьи, и именно к нему, или любому другомусвященнослужителю стоит обратиться за советом. По поводу репродукций икон ицветных фотографий с них, можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошуюрепродукцию, чем икону писанную, но плохого качества. Отношение иконописца ксвоему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет правасовершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всейполнотой ответственности подходить к своему служению.
К сожалению и в прошлом, и сейчас нередко можно встретитьвульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, еслиизображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущениясоприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию инепрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такогоприобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу иосвященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе. Частовозникает сугубо практический вопрос: Как наклеить бумажную репродукцию, неповредив ее? Здесь можно дать несколько полезных советов. Если репродукциявыполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердуюоснову – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, которыйне содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент».Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этомслучае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумагапотеряет упругость, и только потом уже наносить клей. Прижимать репродукцию коснове нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение. Посленаклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делатьэто следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографскиекраски.
Следует учесть, что типографские краски имеют свойствовыцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделаннуювашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.
КАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
Для домашней божницы можно ограничиться лишь некоторымиосновными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично,без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувствонеудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень частоотвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать,к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя,Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, аБожией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следитеза тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения,старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье естьособо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне каноническиили имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения неимеют серьезных искажений образа Господа, Б
...ЕщёКАК РАЗМЕСТИТЬ ИКОНЫ?
Для домашней божницы можно ограничиться лишь некоторымиосновными правилами. Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично,без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувствонеудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень частоотвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать,к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя,Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, аБожией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следитеза тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения,старайтесь не допускать многообразия стилей. Что делать, если в семье естьособо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне каноническиили имеет некоторые потери красочного слоя? Если недостатки изображения неимеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такуюикону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место,поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всехчленов семьи.
Одним из показателейуровня духовного развития православного христианина служит его отношение ксвятыне. Каким должно быть отношение к святыне? Святость, как одно из свойствБожиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодникахБожиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священныхпредметов и изображений, а также собственное стремление к подлинномуБогообщению и преображению – явления одного порядка. Будьте передо Мною святы,ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26) По тому, как относятся члены семьи к иконе,перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можносудить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии. Почитание родовойиконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе исвященник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детейна учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие насвадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека изжизни совершался под образами. Известное выражение «разошелся, хоть святыхвыноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам.
Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойноеповедение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе управославного христианина не должно перерастать в недопустимые формыпоклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно ссамого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона этоизображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такиепонятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен. К чемуможет привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? Кискажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутриЦеркви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке. Поводами длявозникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности иправомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти.
Также поводом послужили политические интересы некоторыхвизантийских императоров, стремившихся к с
...ЕщёПеред изображениями святых недопустимы ссоры, недостойноеповедение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение к иконе управославного христианина не должно перерастать в недопустимые формыпоклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно ссамого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона этоизображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такиепонятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен. К чемуможет привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? Кискажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутриЦеркви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке. Поводами длявозникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности иправомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти.
Также поводом послужили политические интересы некоторыхвизантийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскимигосударствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам –противникам святых икон. Но не только это. Одним из поводов для распространенияереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формыпочитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Нечувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенноена иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанациейиконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, этослужило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиямдля их духовной жизни. Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты тоговремени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений.Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобысохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую частьхристиан от пагубы язычества.
.
Конечно, подобные воззрения противников искаженногоиконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение самаистинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано нареальности воплощения Бога Слова. Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересьиконоборцев, учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательнымпоклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единомуБожескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго иЖивотворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом ипоставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычайбыл. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейсяиконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учениесвятых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конецземли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Собороввселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893,
...ЕщёКонечно, подобные воззрения противников искаженногоиконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение самаистинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано нареальности воплощения Бога Слова. Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересьиконоборцев, учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательнымпоклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единомуБожескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго иЖивотворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом ипоставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычайбыл. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейсяиконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учениесвятых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конецземли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Собороввселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ). Домашний иконостасжелательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Крест –святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечестваот вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году,свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поеликуживотворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечениео том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены отдревнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал«Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).
Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, ав праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатныхгородских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, какправило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы однуикону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона длямолитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя,так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя,Христе, Боже наш...». И последнее. Что делать, если икона пришла в состояниенегодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена,ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшейсвой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхимииконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояниястарую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконысовершенно стирались от времени,
...ЕщёВо время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, ав праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня. В многокомнатныхгородских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, какправило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы однуикону. Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона длямолитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя,так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя,Христе, Боже наш...». И последнее. Что делать, если икона пришла в состояниенегодности и не подлежит реставрации? Такую икону, даже если она не освящена,ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшейсвой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхимииконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояниястарую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконысовершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.
В наше время этогоделать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, гдеее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечьсамому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например накладбище или под деревом в саду. Нужно помнить: если порча иконы произошлаиз-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики,смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося иммолитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегдадолжны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, ксамосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святыхвзирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека,ходящего путями Его.
Источник:
Как устроить домашнийиконостас.
С.В. Алексеев