Неделя о мытаре и фарисее. Глас 8-й
Начало Постной Триоди
На утрене после Евангелия, глас 8
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Богородичен
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Тропарь воскресен 1-го гласа
Кондак, глас 4 (в Неделю о мытаре и фарисее):
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Кондак, глас 3 (в Неделю о мытаре и фарисее):
Воздыхания принесем мытарская Господеви и к Нему приступим, грешнии, яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся, нас бо ради воплотися, Бог сый Отцу Собезначальный.
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному
«Молитва эта мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спасителя. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой – мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь». А мытарь, сознавая себя грешным, встал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем молитва гордого фарисея» (Краткое изложение Православной веры. – М.: Изд. МП РПЦ, с. 10).
Мытарь «осознал свою греховность, не оправдывал себя и просил только милости и прощения от Господа, и получил его». «Все мы, постоянно нарушающие заповеди, обязаны иметь настроение души, как у мытаря. Не искать в себе каких-либо достоинств, какие бы подвиги ни несли. Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в Царствие Божие» (игумен Никон (Воробьев).
«Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет» (игумен Никон (Воробьев).
«Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение) (игумен Никон (Воробьев).
«Покаянная молитва евангельского мытаря всегда будет образцом для исповедующихся Богу грешников, осознающих своё недостоинство» (О чем душа скорбит / Схиархимандрит Зосима (Сокур). – М., с. 377).
Что значит «Сила Моя в немощи совершается»?
«Мытарь не учил, а с сокрушением говорил: Боже, милостив буди мне, грешному, – говорил не только в церкви, а и всегда имел такое устроение (иначе и в церкви не мог бы так молиться). Мог ли он, да и всякий в таком состоянии, учить других? Ясно, нет. А для находящихся в рабстве у греха и дьявола только и есть правильное состояние – состояние мытаря. Когда оно охватит всего человека, тогда только в нём будет совершаться сила Божия. Сила Моя в немощи совершается, т.е. когда человек придёт в состояние мытаря (в смирение), – тогда в нём будет совершаться сила Божия и выводить из Египта в землю обетованную. Другого пути нет» (игумен Никон (Воробьев).
О том, что значит иметь устроение мытаря, почему Господь не спас фарисеев и иных мнимых праведников, и другое читайте в книгах: Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной / Свт Игнатий (Брянчанинов) – М., с. 142–150; Святое Евангелие с толкованиями и комментариями. – М., с. 452–454 (толкование притчи); О началах жизни / Игумен Никон (Воробьев). – М., с. 403–411 (почему Господь не спас фарисеев и других мнимых праведников); Уроки покаяния по Библейским сказаниям / Епископ Виссарион (Нечаев). – М., с. 544–554; В преддверии антихриста / Архиепископ Аверкий (Таушев). – М., с. 182, 445–446.
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
Особое поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, установлено определением Священного Синода РПЦ от 30 января 1991 г. на основании решения Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
«Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного» (архимандрит Кирилл (Павлов) (Участь человека после смерти по учению Церкви).
Молитвы на разные случаи https://www.pravmolitva.ru/catalog/molitvy-na-raznye-sluchai.html
https://www.pravmolitva.ru/catalog/uchebnaya-pravoslavnaya-literatura.html Православная учебно-справочная литература, чтение православных книг позволяют изучить основы христианской веры и православного вероучения, обеспечить воцерковление для начинающих церковную жизнь детей и взрослых.
...https://www.pravmolitva.ru/goods/akafist-svyatomu-prepodobnomu-aleksiyu-cheloveku-bozhiyu-902.html М.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1