Тема старчества и духовного окормления особенно актуальна в наше время. Основной заботой старцев было раскрытие внутреннего сокровища души человеческой и направление её через это к спасению. Методы врачевания души во многом зависели от личности старца.
Старчество обладает многовековой историей, восходящей ко времени возникновения монашества. Митрополит Трифон (Туркестанов) в своей книге «Древнехристианские и оптинские старцы» пишет: «Господь Иисус Христос, основав Свою Церковь, учредил в ней и иерархию, обязанностью которой было руководить людей ко спасению. Но в первые времена христианства жизнь стояла на высокой ступени развития и нравственного совершенства. У верующих были «сердце и душа едины» – читаем мы в Деяниях (гл. 4). И увеличение числа христиан по общему закону жизни после падения повлекло за собой упадок нравов. Поэтому люди, высоко духовные, живя в мире с людьми, познавшими порок, лишились возможности очищать ум. И стремились в уединении и безмолвии побеждать врага и достигать совершенства, необходимого пастырю, в соответствии с обязанностями, возложенными на него апостолом. Конечно, не каждый мог удовлетворять этому требованию, поэтому и почувствовал себе недостаток в пастырях, достаточно подготовленных пустыней, особенно когда число их со временем потребовалось увеличить, и уже после первого века наряду с достойнейшими Афанасием и Василием Великими, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом мы сталкиваемся с личностями, в нравственном отношении далеко не соответствующими своему назначению и не исполняющими своих пастырских обязанностей».
Преподобный Симеон Новый Богослов предполагал два рода старчества: «Вот почему к архиереям и иереям были прибавлены ещё и игумены и другие духовные отцы из иночествующих, которые делами показывают твёрдую веру во Христа и имеют в себе благодать Духа Святого, чтобы и они сопастырствовали вместе с ними и содействовали во спасение тех, кто желает спастись». Первым представителем первого рода старчества можно считать святого Иоанна Предтечу.
Апостол Павел различал три рода служений в Церкви: апостольское, пророческое и учительское. Служение старца скорее можно отнести к пророческому. Ведь среди важнейших даров Святого Духа старец должен был обладать даром рассуждения духов и даром пророчества. Ветхозаветные пророки не только пророчествовали, но и возвещали волю Божью. Они были призваны и звавшими. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (14:3) пишет: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещевание и утешение…»
Авторы научных трудов по вопросу о старчестве указывают на неопределённость самого термина «старец». Старцами называли иногда старых монахов вообще, монахов без сана, монахов, принимавших участие в управлении делами монастыря вместе с игуменом, а также опытных монахов, которым поручались новопостриженные иноки «от Евангелия» для руководства в иноческой жизни. В самих изданиях Оптиной Пустыни первый строитель скита, впоследствии настоятель обители, архимандрит Моисей часто называется «старцем». Несмотря на его подвижничество, высокую духовность и исключительные заслуги в материальном и духовном процветании Оптиной Пустыни, к нему не ходили миряне ради старческого руководства. Отец Моисей не «старчествовал». Именно в употреблении глагола «старчествовать» мы различаем между старцем в обыденном смысле и старцем в определённом смысле благодатного руководителя человеческих душ. Имя существительное «старец» относится лишь к самому старцу, к его личным духовным свойствам и опыту. Живой глагол «старчествовать» указывает на то, что особая благодать Святого Духа, которая почивает на этом старце, дана не ему лично для собственного его спасения, но для пользы и спасения других. Поэтому и встречается выражение, что народ ходил в Оптину «пользоваться старцем». Значение старчества следует искать в той пользе, которую находили лица, прибегающие к старческому окормлению.
Русское понятие «старец» соответствует греческому понятию γέρον, то есть «старик». На христианской почве оно выражает человека, обладающего внутренней зрелостью, независимо от его возраста. Старец является носителем даров Святого Духа, но, кроме того, это, конечно, человек высокой духовной и подвижнической жизни, с большим опытом в духовной брани. И несомненно, что без старческого окормления невозможно достичь главных христианских добродетелей. «Не безумно ли думать, – говорит преподобный Кассиан, – что не требует учителя труднейшая из всех наук, наука духовная, которая есть невидимая, сокровенная и созерцаемая одной чистотой сердца, незнание которой рождает не временный ущерб, но гибель души и вечную смерть». «Становясь старцем, избранник берёт на себя труднейший подвиг – подвиг послушания и великую ответственность за души, вверяемые и вверяющиеся ему; к нему относятся строгие слова Господа: «Души их от руки твоей взыщу»».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев