Центральная акцизная таможня (ЦАТ; находится в прямом подчинении ФТС России) подала жалобу на решение арбитража Москвы в рамках спора с ООО «Русфен» (Москва; на 100% подконтрольно турецкой Tekfen İnşaat ve Tesisat A.Ş). Фискалы рассчитывают взыскать с оппонентов свыше 1,1 млрд рублей в рамках двух исков, объединенных в одно производство.
Уточним, корни конфликта ведут в 2020 год, когда «Русфен» получил крупный контракт от «Харампурнефтегаза» (входит в орбиту НК «Роснефть») на обустройство газового месторождения в ЯНАО. За 19,5 млрд рублей «дочка» турецкой корпорации должна была построить 90 километров трубопроводной инфраструктуры.
Харампурское месторождение
Фото: Михаил Гончаров / kp.ru Освоение Сеноманской залежи и участка Туронской залежи планировалось завершить к маю 2021 года, но в итоге сроки были продлены до мая 2022-го. Для выполнения работ «Русфен» ввез в Россию 54 трубоукладчика, автопогрузчика и самоходных механизма, полученных по арендному соглашению с крупным нидерландским поставщиком Maats B.V. и безвозмездно переданных подрядчику по соглашению с Tekfen. Все машины были помещены под процедуру временного ввоза до 30 сентября 2022 года.
Однако дальнейшие события, в том числе связанные с началом СВО и резким обострением внешнеполитической ситуации, оказали непрогнозируемое влияние на ситуацию. К лету 2022 года работы на Харампуре были завершены и приняты, а техника готова к вывозу. Однако еще в марте был издан указ президента РФ Владимира Путина, согласно которому вводился запрет на вывоз за пределы страны перечня товаров, продленный затем правительством до 31 декабря 2025 года. В этом списке оказались и технические средства, ввезенные подрядчиком.
Немаловажно заметить, что «Русфен» обращался в Минпромторг РФ (указан в деле третьим лицом. – Прим. ред.) с письмом о возможности получения разрешения на вывоз товаров, на что из ведомства поступил запрос информации о дополнительных характеристиках техники, а также странах происхождения и планируемого вывоза. «Русфен» эти данные, однако, не представил. Не обозначили свою позицию относительно возможного разрешения на возврат техники и в «Росфнети». В дальнейшем, к слову, ряд позиций из ограничительного перечня правительства был изъят, однако большая часть продолжает в нем оставаться и сейчас.
Тем временем чтобы «легализовать» присутствие временно ввезенных машин на территории РФ, «Русфен» в июле 2022 года поместил их под процедуру таможенного склада. Она предполагает, что иностранные товары находятся под контролем фискалов без уплаты пошлин и налогов и применения других мер нетарифного регулирования на протяжении определенного срока (максимально до трех лет). При этом использование товаров не допускается. Таким образом, техника «Русфена» может находиться под процедурой таможенного склада в Пурпе до июля текущего года. После этого режим товаров должен быть изменен.
На этом фоне в июне 2024 года ЦАТ обратилась в арбитраж Москвы с иском о взыскании с «Русфена» утилизационного сбора в размере около 863,3 млн рублей и пеней около 203 млн, вскоре добавив к требованиям еще около 31,5 и более 8,1 млн соответственно.
Отметим, утильсбор в РФ взимается с 2012 года и в последнее время стал серьезным источником пополнения бюджета, причем с октября он вырос на 70-80%. Буквально накануне «Известия» со ссылкой на источники в Минфине РФ сообщили, что по итогам прошлого года доходы казны от утилизационного сбора превысили 1,1 млрд рублей, в том числе 669 млрд – на ввозимые транспортные средства. Годом ранее они составляли 659 млрд. При этом за прошлый год прогнозный показатель – 967 млрд – был превышен на 13%.
«В сегодняшней ситуации, когда фискальные ведомства нацелены на максимальное пополнение бюджета, сбор играет важную роль. Даже просто ввозимые товары попадают под массовые корректировки стоимости, пусть потом и оспариваются участниками ВЭД в судах. Полагаю, что ЦАТ исходила из того, что техника использовалась на протяжении нескольких лет по прямому назначению, поэтому и вышла в суд», – рассуждает собеседник издания в таможенных структурах.
Однако арбитраж Москвы в удовлетворении требований фискалам отказал. Суд мотивировал решение именно текущим статусом товаров, и в настоящее время спор между ЦАТ и «Русфеном» продолжен в Девятом арбитражном апелляционном суде.
«Достаточно необычный конфликт. Как я понимаю, «Русфен» не представил в Минпромторг необходимую информацию для разрешения на вывоз. Кроме того, многие позиции и сейчас находятся в ограничительном списке. Если товары уйдут под выпуск для внутреннего потребления, то утильсбор придется платить однозначно, и фискалы ввиду установок федеральных властей будут бороться до последнего», – высказал в беседе с изданием свои суждения юрист, специализирующийся на спорах, связанных с таможней в регионах УрФО.
Собеседник агентства отметил, что вопрос может, однако, быть урегулирован в рамках соглашения между РФ и Турцией о поощрении и взаимной защите капиталовложений, по которому Tekfen обладает статусом инвестора. В то же время если техника останется в России, вероятно, неизбежны тяжбы и с участием арендодателя – Maats B.V.
Добавим, если по итогам тяжб «Русфену» придется выплачивать заявленную сумму, это может стать серьезным ударом по его финансовому состоянию. Уже по итогам 2023 года баланс предприятия уменьшился на 26% – до 2,6 млрд, а чистый убыток достиг 1,5 млрд рублей.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев