ЧАСТЬ 2
Мотивировка прославления.
1. По свидетельству самого владыки Гедеона (Митр. Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999, с.362; видеофильм «Прп. Феодосий Кавказский») его поразило то, что его, молодого священника, отслужившего панихиду на могиле о.Феодосия во время «хрущёвской оттепели», не подвергли никакому прещению со стороны уполномоченного. Это для владыки стало «первым зримым чудом», говорящем о необходимости канонизации (Митр. Гедеон. Избранные труды. с.362).
2. Феодосия Кавказского почитали раскольники Новаковские, примкнувшие к бывшему еп. Суздальскому Валентину (Русанцову). Новаковские – его воспитанники по Махачкале – служили в Железноводске, где учинили раскол, и желали перенести «мощи» Феодосия с городского кладбища к себе. Владыка Гедеон, чтобы не допустить поругания «святыни», первоначально решил перезахоронить останки Феодосия где-нибудь в ограде православного храма, но это намерение завершилось прославлением Феодосия как святого.
3. Владыка Гедеон очень почитает свою маму, покойную Матрону, и то, что ей после посещения могилы о. Феодосия, по её словам, «стало легче», явилось для владыки важным свидетельством святости этого человека. Почитание матушки Матроны в епархии поставлено так широко (в этом можно убедиться, почитав хотя бы последнюю часть «Избранных трудов» митрополита ), что на Ставрополье духовенство грустно шутит о возможной второй канонизации в епархии – старицы Матроны – в случае канонизации Феодосия Кавказского .
Хоронили Феодосия не как иеросхимонаха, а как обычного мирянина – без облачения, с открытым лицом без всяких покровцов (фото из книги А.Ильинской «Тайна старца Феодосия», с.146).
Останки его - как у простого человека – одни кости, и то тёмные. Никаких признаков иерейского сана – ни иерейского креста, ни параманного, ни даже нательного – найдено не было. Был лишь небольшой погребальный крест из дерева. Однако бывший секретарь епархии прот. Павел Самойленко во всеуслышание говорил о «нетленных мощах» новоявленного «святого».
Современное положение.
Таким образом, почитание Феодосия Кавказского – искусственное, оно возникло совсем недавно. Многие из старых и опытных священников не почитают Феодосия Кавказского.
В епархии предписано собирать и фиксировать факты чудотворений по молитвам Феодосию Кавказскому. У ревностных священников их нет, но у неопытных – предостаточно. Так один раб Божий, не владевший ногами, «по молитвам кавказскому чудотворцу» стал ходить (см. книгу). Однако нигде не упоминается, что ходить он стал после проведения двух операций, деньги на которые дали верующие люди.
После «обретения мощей» их положили в близлежащем храме Архангела Михаила и стали служить молебны и акафисты. Через некоторое время, когда был достроен новый Покровский храм в Минеральных Водах, «мощи» торжественно туда перенесли с пением «святый Боже» и торжественно отслужили панихиду архиерейским чином, за которой молились «об оставлении согрешений преподобного отца нашего Феодосия» и пропели ему «вечную память» (упоминаемый видеофильм). После этого вновь стали служить ему молебны и акафисты.
С начала почитания Феодосия Кавказского на Ставрополье особенно усилились недоразумения в Церкви: клевета, подозрительность, недоверие. Многих хороших людей стали гнать и преследовать.
На всю страну известен своим «целительством» игумен Тихон (Гришин), служивший в станице Барсуковская Ставропольского края, а ныне запрещённый в священнослужении и «отчисленный из клира Ставропольской митрополии» (Интернет-страничка Ставропольской епархии). Он также стал одной из жертв неразумного почитания Феодосия Кавказского после панихид на его могиле. Деньги, нажива заняли у него первое место. Средством для обогащения стали «отчитки». Если человек на них начинает бесноваться – кричать, лаять – это хорошо, лечение идёт на пользу, а если не кричит – плохо – наверное, колдун или колдунья. Постепенно о.Тихон стал верить тому, что говорят бесноватые и следовать их советам.
Дело дошло до того, что этот священнослужитель, обвинив одну из женщин, приехавших по неопытности к нему на отчитку, в колдовстве, куда-то увёз её ребёнка, отрока Николая, так что до сих пор несчастная мать не может его найти. Целитель же поначалу предлагал ей деньги, а потом просто приказал своей личной охране (!) её выгонять… То, что она приезжала по благословению святительскому и старцев, не сыграло для него никакого значения. Не страшны для и.Тихона и местные правоохранительные органы.
При всём этом «чудотворного целителя» о.Тихона знают не только на Северном Кавказе, но даже в Тюмени. В Сибири (как и в других регионах) очень распространены видеокассеты с фильмами, рекламирующими о.Тихона.
Одна (если не главная) причина случившегося – в неразумном почитании Феодосия Кавказского. Очевидна связь: все, кто ездили на «лечение» к и.Тихону, почитают Феодосия и наоборот: на могиле «кавказского чудотворца» люди узнавали об «исцелениях» и.Тихона и становились его пациентами (чаще всего на всё оставшееся время). Отец Тихон, по свидетельству кладбищенских сторожей, и сейчас часто ездит на могилу Феодосия, в которой-то и останков уже нет, где молится с полуночи и до пяти часов утра.
Нужно сказать, что многие священники и духовники (в том числе из Троице-Сергиевой Лавры) неоднократно предупреждали, что из отчиток о.Тихона (Гришина) хорошего ждать нечего, так как люди там не выздоравливают, а только заболевают. Так и получилось. Теперь этот священнослужитель полностью вышел из-под контроля архиерея. Он запрещён в священнослужении и отчислен из клира епархии. Но смута, посеянная им, продолжает волновать и клириков, и мирян, и бывших его пациентов ( Нарушители церковного мира.// Ставропольская правда. - четверг, 23 марта 2000г.).
«Ученик» о.Тихона – бывший иеромонах Гедеон, ныне лишённый сана и монашества, - до почитания Феодосия Кавказского был нормальным человеком – это все помнят.
Иерей Сергий, «под покровительством которого хранится два больших фрагмента мощей» Феодосия Кавказского в храме Архангела Михаила посёлка Красный Узел (упоминаемый видеофильм), - ещё одна жертва. Этот батюшка стал регулярно проводить отчитки и «лечить» при помощи «мощей» Феодосия. В результате он теперь находится на «военном положении», так что бесы к нему даже через форточку лезут… Этот батюшка тоже разговаривает с бесами, беседует с ними и верит их ответам…
Список, к сожалению, можно продолжать и дальше.
Некоторые люди ходят в храм но к св. Чаше не подходят – уже нельзя… «Время такое, что к тем попам, которые в церкви, на исповедь и на причастие ходить нельзя»… « Много званных, но мало избранных», - говорят феодосиевцы про себя. «У нас есть свои старцы. Они прячутся в горах, а то эти попы их забьют». Многие сняли нательные кресты и вместо них (а на первых порах – вместе с ними) носят чёрные кожаные медальоны с фотографией Феодосия Кавказского и землёй с его могилы. Если ты не почитаешь Феодосия, значит ты не православный, значит вера твоя не православная, значит ты враг! Только кому?..
Недуг этот распространился уже и за пределами Ставропольской епархии. Паломница из Ялты Любовь рассказывала, о том, как одна из их прихожанок привезла из Минеральных Вод икону Феодосия Кавказского и давала всем в храме к ней прикладываться. Реакция же на тех, кто отказывался, была одинаковой: «колдун»! И так - везде, не только в Ялте но даже и в Москве.
Почитание Феодосия Кавказского распространилось даже до Магадана, где в новосозданом женском монастыре была заказана не какая-либо другая икона, а – Феодосия Кавказского, где, как и на Северном Кавказе, носят черные медальоны с фотографией Феодосия и землёй с его могилы и где в последнее время, по свидетельству самих насельниц, царствует полная неразбериха.
И при всём этом владыка Гедеон призывает: «Чудес много, и сомневаться в этом не надо, и надо только верить, и глубоко верить…» в святость «старца» Феодосия (Проповедь после положения мощей в храме Архангела Михаила (указанный видеофильм).. «Поэтому все вы рассказывайте, призывайте, объясняйте, указывайте, что у нас в Покровском соборе покоятся цельбоносные мощи нашего покровителя, нашего земляка преподобного Феодосия Кавказского чудотворца» (там же). Так многие и поступают, делая ему рекламу и встречая в штыки любое несогласие - даже со стороны духовенства.
Почитание Феодосия Кавказского распространяется также благодаря многочисленным тиражам икон, книг и видеокассет о нём, и все, кто не согласны с его «святостью», подозреваются в неправославии.
Таким образом, на Ставрополье зарождается новая секта и зреет раскол, который сдерживается пока лишь авторитарностью митр.Гедеона. Для многих очевидна искусственность, с которой хотят сделать Феодосия Кавказского святым, нарастает подспудное недовольство, но вслух высказаться страшно… Именно вот этот соблазн, это разделение наиболее страшны. От этого страдают, даже гибнут люди, и не только духовно. Поэтому, если даже, несмотря на всё, допустить святость Феодосия Кавказского, прославлять его нельзя, и не только потому, что это приведёт к непредсказуемым последствиям в Ставропольской епархии, и не только в ней, но потому, что, если он и не был противником Православной Церкви, то не был и в общении с ней – как же он может быть святым? Феодосий Кавказский уже сейчас бросает тень на ту же блаженную Матронушку Московскую, о которой так же писала Анна Ильинская – автор многочисленных книг и публикаций о Феодосии Кавказском. Эти публикации привели в смущение не только многих читателей, но вызвали протест даже у владыка Гедеона (Избранные труды, с.457-458).
И как было с отчитками о.Тихона, когда трезвомыслящие священнослужители предупреждали об их опасности, так происходит и сейчас с почитанием Феодосия Кавказского. Многие священники Ставропольской епархии бьют тревогу. Постепенно людям открывается истина о Феодосии Кавказском, на Ставрополье его почитателей становится меньше, но положение дел пока что кардинально не меняется, так как никакого сомнения в его святости на месте вслух допустить нельзя…
Статья написана священником.
Источники и литература.
1. «Старец Феодосий Иерусалимский. Серия «Народная библиотека». М., 1994.
2. «Иерусалимский батюшка» - иеросхимонах Феодосий . М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994.
3. Преподобный Феодосий Кавказский. Житие. Чудеса. Акафист. Издано по благословению митр. Гедеона братством во имя Честного и Животворящего Креста Господня, М.,1998.
4. Митрополит Гедеон. «Пою Богу моему». Избранные труды. Ставрополь, 1999.
5. Анна Ильинская. «Тайна старца Феодосия». М.: «Православный паломник», 1997.
6. Анна Ильинская. «Хранитель южных рубежей России» - «Русь Державная», №5, 1998.
7 Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). М.: «Новая книга», «Ковчег», 1999.
8. Архим. Григорий (Цвинтарный). Трагедия Русской Церкви – трагедия России. Краснодар, 1999.
9. Видеофильм «Преподобный Феодосий Кавказский . Житие и чудеса»– по благословению митр.Гедеона. Братство во имя Честного и Животворящего Креста Господня. М., 2000.
10. Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в православии. М., 1998.
11. Игумен Андроник (Трубачёв). Афонский спор об имени Божием и его последующая судьба. - Материалы богословской конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». М.,2000.
12. Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. М.,1913.
Статья написана священнослужителем
http://www.rulit.me/books/kak-zashchititsya-ot-zla-download-free-438487.html В ней с позиции Православия очень подробно раскрывается тема сглаза, порчи, оккультизма, целителей, магов, колдунов, экстрасенсов и т.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев