...продолжение
- Отче, в нашем последнем разговоре ты сказал, что никто не может поделиться с другим безусловной любовью, не стяжав её прежде сам.
- Да, но это не я сказал, так говорит притча "О 10 девах" и отцы. Тот же преподобный Серафим сказал, – «стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». А что тебя в этом так заинтересовало? – спросил старец.
- Заинтересовало то, почему в одном случае человек может поделиться с другим человеком благодатью и безусловной любовью, а 10 дев в притче Христа не могли? – поинтересовался монах.
- Ты сомневаешься в верности притчи Христа? Твоё затруднение в том, что ты путаешь понятие благодати Святого Духа и дар любви.
Благодать – это первичная энергия Духа в душе, а дар любви – только одна из многочисленных форм проявления энергии благодати, которых может быть множество - духовное знание, пророчество, целительство, возможность исчезновения, наличие двойника, перенос тела на расстояние и другие.
Благодатью никто из смертных ни с кем поделиться не может, поскольку она плод души, который подобно мёду в сотах, хранится и накапливается каждой душой всю жизнь по капле и это тяжелейший труд, который требует выполнения целого ряда условий, как и в пчеловодстве, начиная от обустройства борти, до ухода за роем.
Поделиться с кем-то можно не самой благодатью душевного мёда, как энергией, а только её сладким вкусом и ароматом, не более.
- Значит, благодатью Святого Духа с другим человеком нельзя поделиться?
- В полной мере нельзя, конечно. Как ты можешь отдать кому-то часть своей собственной души, которую ты в самом себе взращивал и очищал от страстей?
По высшему духовному закону благодать каждым человеком стяжается сугубо индивидуально, как личное сокровище души, как мёд или те таланты, которые каждая душа должна сама взрастить в себе и приумножить, дав отчёт Богу о проделанной на земле работе. Знание о стяжании благодати – это самое сокровенное знание в учении отцов, как и знание о духовном сердце.
- А что представляет собой стяжание благодати, как это происходит? Мне не совсем понятен смысл стяжания. Если стяжание это накопление, то как можно одновременно и накапливать в себе любовь и делиться ей с другими? Тут наверно должно быть что-то одно, иначе благодати просто не накопишь.
- Твой вопрос идёт от рационального ума, который не владеет знанием и учением отцов о благодати и её стяжании. Для того, кто владеет этим знанием, подобных вопросов не возникает. Дело в том, что благодать Духа – это не вещь, найдя которую, потом нужно только беречь от всех и прятать. Возьми к примеру дерево - яблоню. Оно же не сразу даёт обильный урожай, а только по мере роста. В первый год плодоношения оно может дать всего десяток яблок, а на десятый год более сотни. То же самое и с благодатью.
Благодать – это постоянно возрастающий и постоянно возобновляемый потенциал божественной энергии, которая постоянно течёт от Бога через душу и по мере её благой траты и благого использования душой, она не только не уменьшается, а наоборот, возрастает. Главное при этом - знание высшего духовного закона и учения отцов о стяжании благодати.
- Отче, а ты мог бы рассказать мне об этом учении? – спросил молодой монах, внимательно посмотрев в глаза старца.
- Мог бы, почему нет - с улыбкой ответил старец. – Я уже и так твой информатор и ты со мной на невидимой связи, которая протянута от твоего сердца к моему. Поэтому у меня уже нет иного выхода, как только удовлетворять твои духовные запросы. Что именно тебя интересует в учении отцов о благодати?
- Для начала хотелось бы понять что вообще представляет собой благодать по учению отцов?
- Благодать – это нетварная Божественная энергия, постоянно исходящая от Бога Отца в виде эманаций Святого Духа и передаваемая через Сына, как образ совершенной человечности и божественности одновременно.
Говоря проще, благодать - это самая чистая Божественная энергия, поступающая в мир от Бога Отца, которая ещё не связана никаким творением и не уловлена никакими тварными формами, а течёт подобно свету для всего сущего и одушевлённого, как энергия, дарующая жизнь.
- Это мне отчасти понятно, не понятно другое - как человек может стяжать и накапливать в себе эту энергию благодати?
- Ты уверен, что понял смысл выражения течёт именно через Сына, а не от Сына?
- Понял. Ты же мне это уже объяснял, когда говорил о филиокве, - ответил монах.
- Я рад, что ты это понял и намеренно заострил на этом внимание, поскольку подавляющая часть верующих и священства этого принципа не понимает, искренне полагая, что Святой Дух в равной мере исходит и от Отца и от Сына. Это не так, поскольку созерцающие энергии Бога чётко увидели, что Христос не является первопричиной и первоисточникогм Святого Духа, а только Бог Отец, именуемый иногда Орлом.
- А что именно они увидели, когда созерцали Бога и исходящие от Него энергии благодати?
- Они увидели Бога, как ослепительно-яркое духовное солнце большого ума и большого света мироздания, на которое невозможно смотреть без ущерба даже не телесными глазами, а и глазами души ни одному смертному, поскольку ничто смертное не способно выдержать силы его чистоты и совершенства.
- Что это значит, отче?
- Это значит, что даже видящие и совершенные о Создателе, могут созерцать солнце Бога и эманации Святого Духа в зрительной и восхищенной молитве только мельком, как проблеск великого света, не задерживая внимания, если они не хотят быть разрушенными телесно и душевно.
- А если они задержат своё внимание души на созерцании солнца Бога, что будет тогда? – спросил монах.
- Тогда они рискуют получить ослепление Божественным светом или что ещё хуже - солнечный удар, который может закончиться тяжёлым заболеванием или даже смертью, - ответил старец.
- Разве Бог может убить созерцающего Его человека?
- Созерцающего может убить не Бог, а его собственное невежество и незнание того, как нужно обращаться с божественными энергиями, как высоким Божественным электричеством. Это всё чем-то напоминает последствия не соблюдения техники безопасности при работе с током высокого напряжения, который также может убить человека, не соблюдающего правила.
Я же тебе уже не раз говорил, что понимание Бога в качестве доброго дедушки – чудотворца – это удел самой невежественной, тёмной и необразованной части верующих.
Посвящённые в высшее духовное знание, а тем более, обладающие созерцанием и духовным видением, воспринимают Бога двояко - и как Творца и как совершенный Закон движения божественной энергии и информации.
- А что нужно знать, чтобы иметь дело с энергиями благодати? - поинтересовался монах.
- Нужно знать сам Закон движения Божественных энергий, что же ещё, - с усмешкой ответил старец. – Стяжание благодати – это и есть знание высшего Закона движения божественных энергий и умение с этими энергиями правильно обращаться.
- А где можно узнать об этом Законе? - переспросил монах.
Старец громко засмеялся, как всегда это делал, когда монах задавал ему какой-нибудь нелепый вопрос и немного успокоившись ответил:
- Нигде ты об этом Законе уже не узнаешь, мой друг, поскольку это надёжно спрятанное от грязных умов сокровенное знание духовного сердца, которому только и открыты духовные тайны, поскольку оно зрит Бога. Обычному человеческому разуму и даже интеллекту это знание совершенно недоступно по целому ряду причин, включая и его специфичность.
С этим знанием может иметь дело только один вид ума – духовный ум, как самый утончённый, достигший сердца, а потому самый чистый и подобный Самому Богу. Кроме духовного ума только душевно-духовный ум, как обращённый к сердцу, может частично прикасаться к этому знанию.
- А почему ты мне об этом говоришь, отче, у меня же ещё нет духовного ума? - поинтересовался монах.
- Тебе я говорю об этом потому, что вижу, что твой душевно-духовный разум уже готов к этому откровению, в противном случае я бы тебе этого не говорил, но твои вопросы подсказывают мне, что ты ухватываешь суть и это самое главное.
- Главное что?
- То, что ты можешь удерживать в своей голове то высоко абстрактное, что я тебе говорю, и можешь даже развивать эти мысли. Это для меня и есть подтверждение того, что твой ум высок и может возвыситься над уровнем религиозной морали и нравственности, чтобы иметь дело с самыми высокими духовными понятиями и категориями, каким и является благодать.
- А при чём тут мораль и нравственность и как между собой связаны духовность, нравственность и мораль?
- Это разные уровни иерархии и преломления энергии божественной благодати – духовный, душевный и телесный. На духовном уровне энергия благодати ещё бесформенна и нетварна, а потому представляет собой чистую и текучую Божественную энергию, которая и созерцается как свет и ещё не связана с душой и материей.
На душевном уровне энергия благодати уже овеществлена и связана с душой через духовное сердце, в которое она и поступает, а потому на душевном уровне благодать уже обретает форму нравственности или тех норм поведения, которые соответствуют образу совершенной человечности. Догадываешься, кто дал людям нравственный эталон?
- Христос? – не задумываясь ответил монах.
- Ну, конечно! – довольно громко ответил старец. - Христос дал людям эталон нравственной человечности в самом Себе и Евангелие, как единый и универсальный нравственный закон для всех людей, который и есть закон человеческого совершенства, но не божественного, заметь. Закон божественного совершенства содержится не в Евангелие, а в согласном учении отцов. Это важно понимать иноку и монаху, поскольку большинство верующих об этом не знают.
Таким образом нравственность – это и есть высший закон благодати, только преломленный в сердце человека и выраженный логосом и человеческим умом в нравственных нормах и правилах наиболее правильного поведения, которые соответствуют подлинной человечности.
- Как это понимать, объясни?
- Это понимать так, что когда мы говорим о высшем духовном уровне понимания Бога, мы говорим об этом в терминах и понятиях энергии благодати, а когда говорим об этом на душевном уровне, - мы говорим уже в терминах нравственности и нравственных понятиях.
Т.е. из созерцательной энергийной категории благодать на душевном и религиозном уровне превращается в нравственную. Вот почему религия и делает такой большой упор на христианскую нравственность, как на отражённую или преломлённую сердцем форму благодати Духа.
- Что же представляет собой благодать на телесном уровне?
- На телесном уровне благодать и нравственность трансформируются в ещё более опосредованную и размытую категорию морали, как правил и норм коллективного или общественного поведения. Таким вот образом энергия благодати Духа вначале трансформируется в нравственность, а затем и в мораль.
- А как это отражается на самой благодати?
- Плохо отражается, поскольку только сама энергия благодати является самой чистой и подлинной. Нравственность - это уже искажённная словесностью благодать даже в заповедях, которые каждый понимает по своему, а мораль - это ещё более искажённная и выхолощеннная благодать, которую каждое общество создаёт под свои нужды и запросы.
По этом причине отцы не уделяли особого внимания уровням морали и нравственности, как телесному и душевному, а сразу переходили к духовному смыслу благодати, как энергийному, который и был связан с духовной силой. Но для нас сейчас не это самое важное. Об искажении духовной энергии благодати через нравственность и мораль мы поговорим отдельно, а сейчас нас интересует чистая духовная энергия благодати и Закон её стяжания.
- А закон стяжания энергии благодати можно назвать Божественным Законом?
- Можно, конечно, но только нужно понимать, что смысл Божественного Закона в массовой религии и согласном учении святых отцов - это не совсем одно и то же.
- А в чём их разница?
- Разница в том, что Закон Божий в массовой религии – это и есть нравственный закон, который с энергийного уровня спущен на душевный и нравственный уровень. Дело в том, что в церковном и богословском изложении Божьего Закона все высшие духовные понятия и энергийные категории заменены на нравственные и моральные для простоты понимания верующими.
- А это плохо или хорошо?
- Для упрощения понимания верующими это не плохо, но это искажение и формализация высшего духовного и невыразимого с упрощением его до уровня земного и формального. Отличие согласного учения отцов именно в том и состоит, что отцы не отошли от энергийного, в отличие от церкви и религии, и прямым текстом говорят именно об энергии благодати и её исхождении от Отца.
- А существуют ли какие-то отличия в понимании благодати и её стяжании отцами и современным богословием?
- Существуют. Богословие и церковь говорят о том, что благодать Святого Духа - это удел только религиозных и воцерковлённых людей, особенно духовенства, соблюдающих заповеди, церковные таинства и нравственные правила, а все прочие лишены возможности стяжания благодати, как грешники.
Святые отцы, как и Христос, утверждают несколько иное и говорят что благодать отверста всем без исключения и изливается в равной мере на каждого и весь тварный мир, подобно тому, как солнце освещает лучами всю землю.
Вот как об этом сказал преподобный Ефрем Сирин – «Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».
То же говорят и другие отцы, например блаженный Киприан Карфагенский - «Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно».
- И что из этого следует, отче?
- Из этого и следует то, что стяжать энергию благодати может абсолютно любой человек, а не только священник и воцерковлённый. Всё, что требуется для стяжания благодати – это чистое сердце, пытливый и утончённый ум и ещё само знание об энергиях и энергетическом устройстве Бога, мира и человека.
Вот с последним, а именно со знанием об энергиях, и заключается самая большая проблема, поскольку древнее знание отцов об этом утрачено, церковное знание упрощено и опущено на уровень нравственности и морали, а имеющееся мистическое знание всё до основание переврано и искажено оккультизмом и сектанством. В итоге источника самого верного знания об энергетическом устройстве мира, Бога и человека сегодня попросту нет.
- А видящие и созерцающие, они же есть, ты сам говорил?
- Они-то есть, но они достаточно мудры и осознанны, чтобы надёжно скрыть себя от мира и не искушать ревнителей религиозной морали и нравственности.
- И где же тогда современному человеку найти это сакральное знание? – с нескрываемым любопытством переспросил монах.
- Боюсь, уже нигде, кроме отцов, а это тяжелейший труд на несколько десятилетий – перелопатить всё святоотеческое духовное наследие и предание. Часть этого великого духовного знания, а точнее его морально-нравственные азы человеку могут дать в церкви и семинарии, но самого главного и сущностного знания об энергиях благодати и их стяжании в церкви и семинарии уже не дадут.
Я уже говорил тебе в чём заключается отличие согласного учения отцов от современного богословия и церковного учения, поэтому остаётся только один путь – найти это знание в духовном сердце, а это путь молитвенной практики по учению отцов.
- А найти духовных учителей, владеющих этим знанием, сегодня ещё можно, хотя бы на Афоне? – переспросил монах.
- Боюсь, уже нельзя и на Афоне. Учить стало некого, поэтому все истинные учителя, как по команде, ушли в пустыню духовного сердца, оставив миру, церкви и современным людям только кончик носа и тот, намеренно испачканный сажей порока и презрения, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Поэтому для современных иноков остался только один путь – Священного Писания, святоотеческого предания и молитвенной практики.
- Но ты же мне об этом зачем-то говоришь?
- Говорю, но я не знаю на тебя планов Духа и не знаю приживётся в тебе это знание или нет, даст оно плоды умной молитвы или рассеется, как туман наваждения о чём-то совершенно абстрактном и нереальном, как энергия благодати. Я просто исполняю закон посева знания, который говорит – делай что должен, и будь, что будет.
Возникла пауза...
- Отче, а с чем можно сравнить процесс стяжания и накопления энергий благодати?
Старец задумался и через мгновение ответил:
- Процесс стяжания энергий благодати можно сравнить с выравнивания человеком своей ветхой душевной формы, которая есть форма искажённая, падшая, управляемая эгоизмом, как повреждённым хищным умом через низшие животные помыслы, чувства и желания страстей духа, души и тела.
- Я не совсем хорошо понял тебя, отче, поясни это другими более понятными словами.
- Стяжание энергий благодати – это возвращение человека к первозданному образу своей духовной целостности и силы, как телесно-духовного существа, каким он был создан до грехопадения. Для возврата к этой совершенной форме, которая и есть форма благодатная, наполненная энергиями благодати Духа, человеку нужно проделать над собой огромную работу. Эта работа и заключается в глубоком изменении себя посредством метанойи, духовного подвижничества и духовно-аскетической практики.
- А воцерковление - это тоже способ стяжания благодати?
- Воцерковление - это самая первая ступень массовой веры, которая призвана помочь человеку осознать всю глубину его порочности, чтобы только стать на путь покаяния и принятия в сердце Христа. Это путь только нравственного, а не духовного совершенства.
Путь духовного совергшенства - это путь следования за Христом на Голгофу распятия эгоизма, страстей и ветхой человеческой формы, чтобы после её совлечения облечься в нового, духовного и бессмертного человека, восстановив свою прежнюю целостность. Это и есть путь стяжания благодати и им сегодня идут лишь считанные единицы из общей массы верующих.
Так вот совлечение ветхой формы телесного и душевного человека и вхождение в новую духовную форму и есть выравнивание человеком всех своих энергий. Так понятно?
- Отчасти понятно, но не до конца. Мне не понятно как именно происходит выравнивание человеком самого себя в процессе изменения ветхой формы на новую?
- Выравнивание – это абстрактное выражение. Смысл выравнивания в изменении характера течения энергии в теле, душе и уме человека. Я уже говорил тебе, что у обычного человека существует разрыв между умом и сердцем, поэтому три центра энергии - центр головного мозга, центр сердца и центр воли после грехопадения находятся в полном разладе и хаосе, поскольку каждый устремлён в свою сторону.
Выравнивание – это и есть их согласование и группировка с целью упорядочивания хаоса в уме, чувстве и воли. Это упорядочивание энергии осуществляется посредством работы со страстями и добродетелями. Итогом всей этой работы по замене страстей на добродетели и является изменение человеком своей энергетической формы. Это и есть аналог собирания и заплетения распущенных волос в одну косу, как мощный триединый поток энергии, понимаешь?
- Нет, я всё равно не понимаю, отче, как это выравнивание или собирание энергий ума, чувства и воли связано с благодатью.
- Не понимаешь потому, что не имеешь этого опыта. С благодатью это связано напрямую, поскольку приведение человеком сил своей души в порядок и гармонию высвобождает колоссальное количество внутренней энергии, которая ранее была связана и человеком просто разбазаривалась и бесцельно пропадала из-за беспорядка, вредных привычек и пристрастий.
А после того, как человек провёл глубокую ревизию самого себя, выкинул из жизни всё лишнее, ненужное и второстепенное, что его отягощало, нагружало и истощало, он как бы выровнял и очистил внутри себя все проводники энергии и энергия духа стала течь ровнее и в душе стал появляться её избыток.
Именно этот избыток внутренних сил и есть прирост энергии благодати, который ощущается полнотой душевных сил и переживанием избытка радости и счастья. Увеличение этого избытка душевных сил, приведённых в состояние порядка и гармонии, и есть суть стяжания энергии благодати. Так понятнее?
- Да, так намного понятнее. Но у меня возник вопрос - ты хочешь сказать, что стяжание благодати Святого Духа возможно без церковных таинств? Может быть это какая-то другая благодать?
Старец опять громко рассмеялся, как - будто монах опять сказал что-то нелепое или абсурдное.
- Нет никакой другой благодати в сердце человека кроме благодати Святого Духа, которая и ощущается такой радостью и таким счастьем, что ничто земное не может с этим сравниться и тот, кто хоть раз ощутил сладость этой радости, будет искать её и помнить до конца жизни, поскольку это радость сердца, ощутившего Бога.
Именно эту благодать и стяжали все подвижники, аскеты и святые отцы в то время, когда ещё не было института церкви, всех церковных таинств и богословия, а благодать и была и есть и пребудет вечно, ибо «Дух дышит где хочет», а не там где его кто-то пытается заставить дышать.
- Значит, я тоже могу стяжать благодать в любом месте, а не только здесь в монастыре?
Старец опять засмеялся и ответил:
- Если победишь свой эгоизм и хотя бы половину своих страстей, коих около 300, то сможешь в любом, а пока не победил, тебе требуется помощь братии в обнажении твоих пороков и несовершенств и все таинства, чтобы ты постоянно видел фронт внутренней работы.
А вот я уже могу быть в полном затворе. Я же тебе уже говорил, что без таинств могут стяжать благодать только совершенные о Создателе, кто освоил умную и сердечную молитву, кто соединил ум с сердцем и потому не нуждается в посредниках и институтах осуществления таинств, поскольку осуществляет их в каждой молитве самому Богу непосредственно. Высшая молитва – это самое главное таинство, которое вмещает все прочие.
- Получается что выравнивание человеческой формы – это очищение тела, души и духа от энергий страстей?
- Так и получается. С позиции видения энергий души страсти – это ложные и второстепенные связи в теле, душе и уме, которые создают непроходимую стену к духовному сердцу, поскольку оттягивают и замыкают на себя все силы души и энергии благодати, обесточивая тем самым человека.
- Как именно это происходит, отче?
- Очень просто. Тот же алкоголик или наркоман все силы души без остатка тратит на удовлетворение своих порочных страстей, ни о чём ином даже не думая, поскольку является их рабом и заложником. В итоге его страсти и поглощают весь избыток энергии его души и у него нет ни свободы, ни благодати.
Тот же обжора и похотливый все силы тратит на удовлетворение чревоугодия и похоти, превращая эти страсти в культ без которого он не может обойтись и которым грезит каждую минуту. В итоге вся благодать его души съедается этими страстями и у него не остаётся сил на веру и на Бога.
Тот же олигарх и крупный бизнесмен также являются рабами бизнеса и собственничества, всю жизнь посвящая зарабатыванию миллионов и миллиардов, хотя для счастья им было бы достаточно и тысячной доли от того, что они имеют, но они не могут остановиться и в итоге благодати Духа предпочитают тщеславие и гордость самых богатых и влиятельных.
- Отче, ты хочешь сказать, что состоятельность не имеет никакого отношения к благодати?
- Не имеет, я это утверждаю. Состоятельность и олигархизм - это не просто успех, а успех сверх страстности и сверх эгоизма, который возвысился над людьми и уже не может остановиться, поскольку мечтает о мировой власти, подобно Люциферу. Там, где есть страсти, благодатности нет и быть не может по закону несовместимости и невозможности соединения неподобного с неподобным.
- А как работает этот закон?
- Через лимит энергии благодати в каждой душе. По духовному закону ресурс высшей энергии у любого человека строго лимитирован и если всю энергию человека поглощают страсти, зависимости и привычки, то на духовное делание и соединение ума с сердцем энергии у человека просто не остаётся и наоборот.
- Ты хочешь сказать, что на достижение умом духовного сердца и на то, чтобы стать очень состоятельным человеком, нужно одинаковое количество энергии благодати?
- Да, примерно одинаковое. Это и есть основа для свободного внутреннего выбора человека - или ты с маммоной или с Богом, третьего не дано, точнее третье – это и просак нравственной иллюзии о том, что можно быть и с миром и с Богом, но подлинное иночество, по учению отцов, идёт путём полного отречения и аскетики, как и заповедовал Христос.
- Отче, а ты мог бы сказать что представляет собой выравнивание энергии для видящих и созерцающих это?
- Видящие видят выравнивание как повышение упорядоченности энергии в процессе согласования эманаций трёх сил души – ума, чувства и воли, с эманациями, четырёх божественных добродетелей, поступающих в виде Святого Духа. Это и есть процесс уплотнения внутренней структуры души, как светящегося яйца, с повышением интенсивности свечения внутренней части светящегося кокона, а не только периферии, как скорлупы.
- А с чем это связано, известно?:
- Известно. Периферическое свечение - это особенность рационального мышления, которое именуют также горизонтальным или плоским, а внутренне свечение - это особенность нравственного мышления, как сердечного.
Выравнивание для созерцающих - это сложный процесс заполнения светящегося кокона души именно вертикальными, т.е. духовными связями, как самыми тонкими и синергийными Богу, поскольку по этим связям и передаются энергии благодати. Проще говоря, чем более ум человека становится вертикальным, утончённым и разветвлённым, тем больше энергии благодати он способен принять и провести через себя.
- А ты мог бы ты найти каку-либо подходящую аналогию всему этому?
- Старец опять задумался и через мгновение продолжил:
- Ну вот возьмём к примеру обычное дерево. Если условно сравнить дерево со структурой духовного ума, то маленькое деревце с неразветвлённой кроной может принять малый объём солнечной энергии, так как размер его кроны мал, тогда как большое древо с большой и очень разветвлённой кроной сможет принять во много раз больше солнечной энергии.
Примерно то же и с умом человека, как древом сознания, и чем более разветвлена сеть сознания и ориентирована на Дух, тем больший объём энергии благодати такой ум способен принять и провести через себя. В этом росте сознания сугубо в направлении Бога – Солнца и состоит вся суть духовного делания, подвизания и стяжания благодати. Так понятно?
- Да, значит, в духовном мире практически всё подчинено Закону движения энергии благодати?
- Именно так. Как и в нашем материальном мире, так и в мире духовном, любое действие и движение определяется наличием энергии. Вот почему задачей спасения души и залогом существования души в духовном мире является стяжание энергии благодати Святого Духа. Чтобы ты знал в духовном мире в действительности нет никаких чудес и волшебства, как наивно думают простые верующие, а всё подчинено математически точным и безупречным духовным законам движения божественных энергий.
- Отче, а как энергия благодати соотносится со знанием, ну или что важнее – знание или энергия благодати? – спросил монах.
- Это, пожалуй, один из самых трудных вопросов. Я даже не знаю что тебе ответить. Дело в том, что одинаково важны и благодать и знание, поскольку без знания, как системы связи, не может быть получения благодати, а благодать сама по себе есть основа знания.
Мне почему-то кажется, что благодать всё же важнее, поскольку это причастность Богу, Святому Духу и Его всемогуществу, пути которого непостижимы, ведь что невозможно человеку, возможно Богу. Знание без энергии благодати практически не имеет смысла, поскольку оно пустая и безжизненная форма, не имеющая энергии и силы Святого Духа.
Дело в том, что именно благодать наделяет ум через знание реальной духовной силой. Вот что об этом сказал преподобный Ефрем Сирин – «Постарайся иметь Божию благодать, озаряющую твой ум услуживай ей, как своему хранителю, чтобы, оскорбленная тобою, не оставила тебя».
Поэтому я бы отдал предпочтение благодати, а не знанию.
- Значит, то знание о благодати, которое ты мне сейчас передаёшь, бесполезно?
- Ну почему, не совсем так. Оно будет для тебя бесполезно если не станет средством для стяжания благодати и не сохранится в твоём уме, как маленькая ступенька связи ума с сердцем. А если это знание станет частью структуры твоего сознания, то это и будет твоим шагом в сторону благодати.
- Извини, отче, но мне непонятно ни слова из того о чём ты сейчас говоришь.
- Ты утомился меня слушать и сейчас у тебя нет достаточного количества свободной энергии, чтобы сразу понять и принять это знание, но со временем ты в этом разберёшься. Главное, что тебе пока нужно понять о благодати, заключается в том, что стяжается благодать очень медленно по мере выравнивания или изменения ветхой человеческой формы на новую духовную и местом концентрации благодати является энергетическое тело души или светящееся яйцо, которое созерцают все видящие и по интенсивности свечения которого и определяют благодатность человека.
Что-то мне подсказывает, что на сегодня тебе уже достаточно знания о благодати, так что продолжим разговор в следующий раз. На сегодня всё.
- Спаси Боже, отче за вразумление и наставление.
- Ступай с Богом, да пребудет с тобой сила…
Из книги "Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология", Учение отцов о благодати.
Яков
#ВоБлаго
Нет комментариев