Преподобный Ефрема Сирина некогда говорил о Крещении Господнем: Христос вошёл в мир путём смирения и истины и обращении нашего внимания на то, что, будучи Истинным Пастырем Он мог, но не желал применять Свою Божественную Силу: «Господь вошел в стадо (овчее), - пишет автор толкования, - не силой, а правдой. И Дух Святый, Который почил на Нём во время крещения, засвидетельствовал, что Он (именно) есть Пастырь: ибо через Иоанна Он получил пророческое и священническое достоинство. Царское достоинство дома Давидова получил (ещё) через рождение, так как рождён был из дома Давидова». Преподобный также указывает, что Своё царское достоинство Он получил при рождении, а пророческое и священническое – при Крещении.
Священник С. Вишняков приводит мнение святого Епифания о том, что Господь Иисус даровал водам (и всем верующим) больше, когда крестился в водах Иордана, чем Он принял при крещении от Иоанна Крестителя: «... Он сошёл на воды крещения, но так, что чрез сие даровал им несравненно более, нежели сколько мог воспринять, не имея ни в чём нужды; ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им некую особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам Крещения, облекаются этою сообщенною Его нисшествием силою и озаряются светом Его». Прослеживается противоречие между высказываниями богословов, от чего мы задаёмся вопросом: для чего в водах Иордана Господь Иисус Христос принял крещение, если Он, как Бог, не имел в этом никакой нужды? Сам по себе вопрос - риторический, ведь ответ находится в нём самом: Господь Иисус Христос, будучи истинным Богом действительно не имеет нужду в крещении, но т.к. Он - Богочеловек - явился миру во плоти, то, как Человеку, Ему необходимо было питаться, отдыхать, спать и будучи безгрешным, Он так же должен был принять крещение. Если бы не было Человеческой составляющей Господа Иисуса, то и не было удовлетворять те обычные человеческие потребности. Будучи только Богочеловеком, Его смиренный приход в мир был бы умалён. Ещё значимой деталью является то, что этим событием Господь даёт пример того, где новоначальные христиане могут получить необходимые дары и достоинства перед духовной войной против злобы поднебесной (Еф. 6:12).
Раскрывается последовательность того, что до самого служения Богу и людям необходимо пройти через личную борьбу с искушениями и страстями, что идёт только после крещения. Господь Иисус Христос получил при крещении несравненно меньше, чем даровал, оставив нам это Таинство. В подтверждении этой мысли приводим слова святителя Амвросия Медиоланского, указывающего на то, что в крещении Спаситель освятил все воды Своим прикосновением. С тех пор крещенская вода способна очищать грехи людей. Из записанных мыслей толкователя мы видим, что с момента крещения Иисуса Христа в водах Иордана, Господь освятил все водоёмы мира и завещал нам возможность совершить и принять крещение в любом месте, будь то озеро, речка или купель в Храме.
Существует мнение, что глас Божий с неба относится не ко Христу, а к Иоанну Предтече. Чтобы опровергнуть данное утверждение, обратимся к мысли свт. Иоанна Златоуста, который, указывая на голубя, говорит о свидетельстве того, что глас Божий с неба был обращён именно ко крещённому Иисусу: «В Котором (все) Мое благоволение. Указание полноты любви Отца к Сыну. «Поелику оный глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный - многим мог казаться относящимся к Иоанну, так как не было прибавлено - Сей крещаемый, но сказано просто Сей, да и как по самому достоинству Крестителя каждый слышавший слова сии удобнее мог прилагать оные к крестившему - то Дух Святой сошёл в виде голубя, дабы низвести глас на Иисуса и показать всем, что слово Сей изречено не об Иоанне крестившем, но об Иисусе, крестившемся»».
В толковании священника М. Фивейского подтверждаются эти мысли: «Конкретное и вещественное «голубь», - пишет он, - свидетельствует о реальности явления голубя в чувственном виде. Самое явление голубя (но не орла) имело здесь символический смысл и указывало на характер деятельности Христа. В явлении голубя подразумеваются два
факта: схождение голубя вниз и приближение к Иисусу Христу».
Делаем вывод, что свидетельством обращения Бога непосредственно ко Христу был явившийся голубь, который символически указывал на Господа Иисуса Христа. Сам Иоанн Креститель говорил о Крещаемом: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Мы отмечаем, что решением всех спор и непонятных разногласий, есть появление над Христом голубя, что зафиксировано Евангелистами и отмечено толкователями.
Священномученик Ипполит Римский также отмечает о моменте Величия Богоявления: «Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа... Какого гласа? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности... испытывающий голод и накормляющий тысячи; утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову, и все держащий в руке; страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый и дарующий свободу миру; пронзаемый в ребро и исправляющий ребро Адамово».
Богоявление было совершено именно для людей, а Сам Господь Иисус Христос, будучи частью нераздельной Троицы, никогда не разлучался ни со Своим Отцом, ни со Святым Духом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев