- в квартире
- в здании
- в пассажирском поезде
- в вагоне метро
- на теплоходе
- в самолёте
- в автомобиле
- в общественном наземном транспорте
-в лесу
При пожаре в квартире:
— Сообщите о пожаре в пожарную охрану по телефонам «112», «01» (с сотового тел. 01, 112).
— Если нет опасности поражения электротоком, приступайте к тушению пожара водой, или используйте плотную (мокрую ткань).
— При опасности поражения электротоком отключите электроэнергию.
— Горючие жидкости тушить водой нельзя (тушите песком, землёй, огнетушителем, если их нет, накройте плотной смоченной в воде тканью).
— При пожаре ни в коем случае не открывайте форточки и окна.
— Если вам не удаётся своими силами ликвидировать пожар, выйдите из квартиры, закрыв за собой дверь, и немедленно сообщите о пожаре соседям и жильцам выше-ниже находящихся квартир.
— Встретьте пожарных и проведите их к месту пожара.
— При высокой температуре, сильной задымлённости необходимо прикрыть рот и нос влажной тряпкой (носовым платком, рукавом от рубашки), передвигаться ползком, так как температура у пола значительно ниже и больше кислорода.
— При невозможности эвакуироваться из квартиры через лестничную площадку, когда пути эвакуация отрезаны, необходимо:
a) заделать мокрой тканью щели двери, отделяющей вас от пожара;
б) при наличии воды обливать поверхности пола и двери, отделяющей вас от пожара;
a) выйти на балкон, закрыв за собой дверь, и звать на помощь прохожих, максимально привлекая к себе внимание.
Примечание:
В случае отсутствия воды тряпку для прикрытия органов дыхания можно смочить мочой (не до брезгливости!). Моча гораздо лучше фильтрует и дым и ядовитые вещества, чем вода.
В случая необходимости преодолеть огонь снимите легковоспламеняющуюся одежду, укройте как можно большую часть поверхности тела тела покрывалом, пальто или иной плотной тканью, нос и рот прикройте влажной тряпкой, проходите очаг возгорания резко, затаив дыхание.
При пожаре в здании:
— Определите для себя, выходить или не выходить наружу. Убедитесь, что за дверью нет пожара, приложив тыльную сторону ладони к двери или к металлической ручке. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте дверь.
— Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 метров.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения (здания) наружу:
— Уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации.
— Отключите попутно электроэнергию.
— Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне нашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты.
— По пути за собой плотно закрывайте двери.
— Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад, сообщите о себе должностным лицам.
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяет выйти наружу:
— Не поддавайтесь панике.
— Накройтесь полностью мокрым покрывалом (тканью).
— Проверьте существует ли возможность выйти на крышу или спуститься по пожарной лестнице.
— Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма необходимо надёжно загерметизировать своё помещение: плотно закройте входную дверь, заткните щели двери изнутри помещения, используя при этом любую ткань;
— закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия;
если есть вода, постоянно смачивайте дверь, пол.
— Если помещение наполнилось дымом, передвигайтесь на четвереньках, прикрыв рот и нос влажной тряпкой (носовым платком, рукавом от рубашки), в сторону окна и находитесь возле окна, привлекайте к себе внимание людей на улице.
Если у вас есть телефон, то обязательно позвоните «112», «01» (с сотового тел. 01, 112) и сообщите, где вы находитесь. Ни в коем случае не открывайте и не разбивайте окна, так как нарушится герметичность вашего помещения, что приведёт к увеличению температуры и площади пожара.
НЕЛЬЗЯ!!!:
— пользоваться лифтом во врем эвакуации, т к можно застрять между этажами;
—ориентироваться по лестничным перилам, т к можно уйти в подвальные помещения. В случае плохой видимости ориентируйтесь по стенам.
ВАЖНО!!!: если вы находитесь в двигающейся толпе, скрестите руки перед собой обхватив свои плечи. Таким образом вы обеспечите себе возможность дышать при сильной давке. Не пытайтесь двигаться против направления движения толпы. Изо всех сил старайтесь держаться на ногах. Если вы упали: никаких "сгруппироваться в калачик" - как можно скорее поднимайтесь и двигайтесь(2-3секунды). Если вы ухватились за человека, чтобы подняться, будьте готовы к тому, что человек вас будет отталкивать или ударять.
Горит машина:
Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.
При возникновении огня нужно:
— Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.
— Если это не помогло, накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.
— ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона - 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!
— Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла - нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!
— Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили, поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.
При пожаре в вагоне метро:
— По внутренней связи сообщите машинисту о загорании.
— Приступите к ликвидации горения с помощью огнетушителя и подручных средств.
— При задымлении дышите через смоченный водой платок, воротник, рукав, одежду.
— При сильном пожаре разбейте окно в торце вагона и переберитесь в соседний вагон в направлении движения поезда.
— По прибытии на станцию после открывания дверей пропустите вперед детей, стариков и женщин.
При пожаре в пассажирском поезде:
— Сообщите проводнику вагона о возгорании.
— Разбудите спящих пассажиров.
— Пресекайте панику (у вас очень мало времени).
— Ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение.
— Уходите в передние вагоны; если это невозможно - в задние, плотно закрывая за собой двери.
Если огнем отрезаны выходы:
— Зайдите в купе или туалет.
— Плотно закройте за собой дверь и откройте окно.
— Ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
Если потушить огонь невозможно:
— Остановите поезд стоп-краном.
— Откройте двери, выбейте окна с полевой стороны (там где нет движения поездов).
— Помогите эвакуироваться детям и пострадавшим.
— Выйдите из вагона и отойдите от него на безопасное расстояние.
При пожаре на теплоходе:
— В случае объявления о пожаре по судовому радио покиньте каюту и направляйтесь на палубу к спасательным шлюпкам.
— Предварительно наденьте спасательные жилеты, которые, как правило, хранятся в каютах.
— Если выход из каюты отрезан огнем, плотно закройте дверь каюты и выбирайтесь через иллюминатор. При невозможности сделать это, обмотайте голову, тело мокрым одеялом, полотенцем и попытайтесь, задерживая дыхание, пробежать сквозь огонь и дым.
— В случае отсутствия спасательных шлюпок прыгайте за борт и плывите в сторону от корабля. Сбросьте с себя обувь и тяжелую одежду.
— По возможности зацепитесь за любой плавающий предмет или привяжитесь к нему (на случай потери сознания). Подайте сигнал о помощи.
При пожаре в самолете:
— Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.
— Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледами и т.п.
— Защититесь от дыма, пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.
После остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу.
— Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. >Не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается; помните, что есть другие выходы.
— Не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть огонь и дым.
— Не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни.
— Боритесь с паникой на борту любыми средствами.
— После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше. Если это невозможно, ложитесь на землю животом вниз, обхватив голову руками, — возможен взрыв.
Самое главное: не становитесь сами причиной пожара. На борту самолета надо обращаться с огнем так, будто едете на бензовозе.
При пожаре в троллейбусе, автобусе или трамвае:
— Немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (с помощью кнопки аварийного открывания дверей).
— Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, а также подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю).
— Как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке.
—Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических частей, не заливайте огонь водой.
— При блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом.
— Покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества.
— Выбравшись из салона, отойдите подальше, т.к. могут взорваться баки с горючим (автобус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай).
— Сообщите о пожаре в службу спасения по телефону «112», «01» (с сотового тел. 01, 112). Окажите помощь пострадавшим.
При пожаре в лесу:
— Почувствовав запах дыма и приближение огня — определите направление его распространения.
— Выберете безопасный маршрут выхода из леса в безопасное место.
— Двигайтесь под прямым углом к направлению распространения лесного пожара.
— Окунитесь в ближайший водоем или облейте себя запасом воды.
— Накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой.
— При сильном задымлении дышите через мокрую повязку.
— Идите пригибаясь к земле.
— Ищите возможность преодоления кромки пожара по дорогам, лесным ручьям, озерам.
Горит человек:
Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
— Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
— После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите "скорую".
Что нельзя делать?
— Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение.
— Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
— Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
— Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
— В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
— Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).
— Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
— Смазывать ожоги маслом.
— Удалять одежду с обгоревших участков кожи самостоятельно.
ПАНИКА - ДРУГ ПОЖАРА
Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации.
Действуйте четко, быстро, спокойно.
Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.
КАК ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ?
В самом начале при падении избавьтесь от всего, что у вас в руках. Выбросьте все под углом от себя, это всего лишь вещи — здоровье дороже.
— при падении вперед (если вы споткнулись и т.п.) вам необходимо будет постараться сделать ноги прямыми (чтобы не повредить колени), согнуть руки в локтях и немного напрячь. При этом пальцы растопырьте и держите их так, словно у вас в руках небольшие мячи. Приземляться старайтесь на обе руки и уже после первого касания с землей, смягчите упругостью мышц удар, это будет похоже на отжимания.
— при падении назад разведите за спиной руки под углом в 45 градусов, ладони должны быть направлены вниз, а пальцы выпрямлены и плотно сжаты вместе. При этом голову прижмите подбородком к груди и плотно закройте рот, чтобы ничего не случилось с вашими зубами. Колени разведите шире плеч и немного согните. Немного ссутультесь таким образом, чтобы ваша спина стала похожа на дугу. Некоторые борцы даже специально бьют по земле, чтобы встречной волной уменьшить нагрузку на спину.
— при падении набок вытяните руку вперед ладонью вниз и старайтесь «встретиться» с Землей всей ее длиной. В идеале вам надо будет еще согнуть ногу в колене, на которую идет падение — это поможет увеличить площадь соприкосновения. Голову при этом старайтесь прижать подбородком к груди, немного наклонив ее в сторону уха, оставшегося сверху.
Потренируйтесь падать на матах, которые можно сделать из одеял и покрывал. Постарайтесь научиться падать так, чтобы падение превращалось в кувырок. Кувырок - это наименее травмоопасный вид падения. Во многих видах единоборств тренера прежде всего учат падать.
ОГНЕТУШИТЕЛИ
виды:
— Порошковые - ОП
— Углекислотные - ОУ
— Жидкостные - ОЖ
— Пенные - ОХП
— Воздушно-пенные - ОВП
— Аэрозольные
Углекислотные огнетушители выделены жирным, так как следует запомнить, что их раструб (характерное внешнее отличие ОУ) при работе охлаждается до - 70°С. Поэтому при тушении этим видом огнетушителя нельзя держаться голыми руками за раструб. Выглядят они примерно следующим образом:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев