7 декабря 1897 г. "Его Высоко Преосвященству Господину
Архиепископу Савватию Московскому" писали "Донасение" "от Христиан хутора Калача" станицы Пятиизбянской Войска Донского
"Хуторское общество собравшийся на полной хуторской збор, слушали доклад хуторскаго атомана урядника Петра Тузова, о том, что у нас с 1880 года по рукоположении к нам священно иерея Аликсея Ляпичева во священники, а в 1887 году он же, Ляпичев, у нос в молитвенном доме рукоположен епископом Силуяном в протоиерея, и по сее время у нас по християнству все было мирно и любовно..."
Казаки-старообрядцы жаловались, что "в ностоящие же время происходит в обществе хутора Калача великий разврат", а все "потому, что священник Сергий Ляпичев оставил свой приход за рекой Доном, состоящий из семи хуторов 1. Бирезов. 2. Рубежинский. 3. Голой Лог. 4. Липовской. 5. Лебедев. 6. Мостовский. 7. Каминский в разстоянии от священника Сергия Ляпичева самый ближний хутор 5-ть верст, а дальний 15 верст от Калача за рекой Доном", и проживает у них в "в чужом приходе в хуторе Калоче".
Отмечу, что до проведения через х. Калач в 1862 г. "Волго-Донской" железной дороги, это был обычный хутор. Его даже нет на картах Войска Донского 1792, 1797 и 1807 г. Кстати, байка о его якобы основании в 1708 г. документально никак не подтверждается, да и вообще не выдерживает никакой критики /«основан в 1708 г. …имеет хождение предание о том, что название города связано с пребыванием в нашем крае царя Петра I…»/. В 1837 г. он состоял у затона из Дона, имел 85 дворов. В 1859 г. в нем проживало "255 душ мужского и 214 женского пола", а уже в 1897 г. - "2973 души мужского и 2782 женского пола".
Итак, священник Сергий Ляпичев обосновался в х. Старом Калаче. "Открыл кирпичной завод и торгует оным". А еще "развращает прихожан нашего священно протоиерея Аликсея Ляпичева, чтобы доносили но него неподобныя кляузы, а так же и к сибе призывает для развращения", старается его "запятнать", а сам, "как видно, желает стать на его место в хуторе Калач".
Так как тот Сергий Ляпичев "находится в Донском духовном совете членом", по-началу старообрядцы х. Калача не решались "подавать донесение" на него. Но "дабы болие не производил разврат в нашем обществе, чем можем и успокоится", просили "Высоко Преосвященство понудить священника Сергия Ляпичева, чтобы он переселился на жительство в свою епархию за реку Дон".
На Сергия Ляпичева были и другие "прошения", а 26 июля 1907 г. ему было запрещено "священнодействовать". Хотя в 1911 г. он настоятель соседней общины, куда входили хутора Голубинской и Пятиизбянской станиц: "в хут. Панском 55 домов, в хуторе Березовском 70 домов, разстояние 3 версты; в хут. Липовом 12 дворов, в 5 верстах; в хуторе Голый Лог 40 дворов, в 15 верстах, и в хуторе Набатовом 20 дворов в 40 верстах".
Упоминаемые священники Ляпичевы: Сергей Григорьевич и Алексей Зотович происходили из рода казаков Пятиизбянской станицы от казака Ляпича. О нем в сборниках:
Перепись черкасам в Войске Донском 1763-1764 годы: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VIII / Авт.-сост. В.А. Гусев.Волгоград. 2016:
Пятиизбянской станицы "В хуторах у разных казаков"
"У казака ... Ляпича ...Вышеписанной хутар мой построил я в прошлом 755-м году не имея от Войска Донскаго дозволения сам собою ".
Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград 2017.:
"Дело о казаках, записавшихся в двойной раскольнической оклад", 1763 год. "Всепресвятлейшая державнейшая Великая Государыня императрица Екатерина Алексеевна самодержица всероссийская Государыня всемилостивейшая. Доносем Войска Донскаго Пятиизбянской станицы казаки: ... Ляпичев. На сих днях быв мы, нижайшия, для своих нужд в крепости Светаго Дмитрия уведамились о публикованном вашего императорского величества состоявшагося сего 765 году в 19 день ис Правительствующего Сената о подаче потаенным из ноходящам в расколе в пресудствиных местах скаски со упоминаемам притом, есть ли кто с получением того вашего императорского величества в каждом месте указа в три месяца тех сказак не пададут, в таком случае поступлено будят по всей строгости законов без малейшего послабления, почему мы, нижайшия, ведая ныне оной вашего императорского величества указ в тот двойной оклад записатца желание свое имеем".
Среди моих предков тоже были Ляпичевы, я потомок того казака Ляпича в 10 колене. У моего деда Гусева Ивана Игнатьевича (1915-1942) супруга, а моя бабушка - Калинина Анна Михайловна (1915-1992), ее отец - казак Пятиизбянской станица Калинин Михаил Васильевич (1898-1918) имел матушку - Ляпичеву Пелагею Ивановну (1869-1960), дочь атамана х. Зеленова станицы Пятиизбянской Ляпичева Ивана Самойловича, "казак Пятиизбянской станицы, старообрядческой секты; из казачьих детей, в службу вступил 1 января 1855 г."
#архиввиталиягусева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев