Ценности поста | Ибн аль-Къаййим
"Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск, его распространяющий запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше перед Всевышним, чем аромат этого миска".
Пророк ﷺ сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот, кто контролирует свои органы от совершения греха, язык - от лжи, непристойностей и чепухи, живот - от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост.
От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопасивший от пустословия, лжи, распутства и несправедливости. Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья.
В достоверном хадисе сказано: "Если (во время поста) человек не прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он отказывался от еды и питья". (Ахмад 2/452, 505, Бухари 2/99, 100 и 10/394), в другом хадисе сказано, что "вполне возможно доля его от поста будет всего лишь голод и жажда". (Ахмад 2/373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484).
То есть, пост для органов тела - это воздержание от совершения греха, а для живота - от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а совершенные грехи уменьшают награду за него и губят его плоды, сводят на нет это дело.
Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящегося, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий.
Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в "Сборнике достоверных хадисов", которого есть глава: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему, сказал: "Все дела сына Адама (делается для) него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели аромат мускуса".
Следующая глава называется: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как Пророк, мир ему: "Великий и Могучий Аллах сказал: "Все дела сына Адама (делается для) него же. Кроме поста, ибо пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него". А неприятный запах изо рта постящегося в День Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом". (Бухари 10/310, Муслим 1151).
После этого в главе: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом мире иногда бывает лучше аромата миска" и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Всякое (благое) дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (так как человек) отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его! Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее для Аллаха, чем благоухание мускуса!" (Муслим 1151).
Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне.
Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха, обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной, которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса". (Бухари 6/15, Муслим 1876).
Ибн Аббас говорил: "Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу - силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)".
Усман ибн Аффан говорил: "Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему соответствующее одеяние. Если дело благое - хорошее, если нет - то плохое".
Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат. Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот. Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни этого не заметит. "Болезнь" помешает сделать это. Эти слова - предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого. См. Ибн аль-Каййим "Аль-Уабиль аль-Сайиб" с. 34-36
«Саляф – Форум»
Вернуться к содержанию https://ok.ru/group/56218142441495/topic/69826293257495
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев