Как вести пропаганду коммунизма
#статья Ответ Великого Сталина: «Глубоко вспахивать почву и серьёзно просвещать головы!»
Так что положите под сукно грандиозные планы о комиксах, мультиках, мемах и прочем, что не отвечает критерию серьёзности.
Кто-то может возразить: мол, при Сталине агитпроп вёлся широким фронтом — от песен, стихов, мультиков, музыкальных фильмов, картинок в букваре и на открытках до издания работ учёных-материалистов, классиков марксизма и БСЭ. И это верно. Однако даже по этому факту видно, что устойчивый прирост компетентных коммунистов обеспечило только серьёзное просвещение прежде всего теорией марксизма-ленинизма. Остальное кануло в Лету.
Мы идейные наследники не лучших образцов художественного творчества сталинской эпохи, а сталинских работ по ленинизму, «Краткого курса», «Экономических проблем социализма в СССР» и трудов Ленина, Энгельса, Маркса. А весь остальной советский агитпроп даже сталинского периода трогает и людей, бесконечно далёких от марксизма.
Итак, ближе к теме и по порядку.
С точки зрения политологии (буржуазной лженауки) пропаганда есть формирование и манипулирование общественным мнением. Политологам не интересна истина, тем более по поводу сущности общественных процессов. Политологи служат конкретным классам и вырабатывают средства и методы для того, чтобы решать конкретные задачи нанимателей. Естественно, они разрабатывают общие принципы воздействия на сознание людей для понуждения их думать тем или иным образом, действовать или бездействовать в тех или иных ситуациях.
Пропаганда — это разновидность общественных отношений. Содержание их и есть сам процесс распространения идей, который у буржуазных деятелей всецело подчинен умыслу.
Слово «пропаганда» получило негативный окрас, потому что пропагандистская информация намеренно сужает взгляд тех, на кого она направлена, представляет ситуацию только с выгодной для заказчика стороны. Поэтому контрпропаганда часто строится не на контраргументации или разоблачении пропаганды, а на знакомстве с различными, альтернативными точками зрения. Контрпропагандисту необязательно переубеждать, достаточно посеять зерно сомнений или запутать, тем самым снизив или нивелировав эффект от пропаганды.
Содержание буржуазной пропаганды прямо связано с порядком её осуществления. Иными словами, ЧТО говорится зависит о того, КАК это говорится, и наоборот. Поэтому слепо копировать те или иные элементы, средства, приёмы буржуазной пропаганды — не самый умный ход. Может получиться ярко, притягательно, рекламно и даже популярно, однако безрезультатно.
Важно понимать, что суть буржуазных пропаганды и контрпропаганды состоит в понуждении что-то делать или не делать (в реальности это даже не пропаганда, а агитация). Поэтому средства и методы пропаганды часто нелепы и аморальны (слухи, фейки, шокирование, домыслы, преувеличение, передёргивание).
Если бы у заказчиков буржуазной пропаганды была возможность принудить к исполнению их воли, то никакой пропаганды не существовало бы в принципе.
Есть, конечно, буржуазная пропаганда, которую агитацией не назовёшь. Например, в науке, образовании, публицистике и тому подобное. Но политология её к пропаганде, собственно, и не относит.
В отличие от буржуазной пропаганды, пропаганда коммунизма есть прежде всего просвещение, образование, то есть распространение научных взглядов. Прививание научного мировоззрения и развитие совести формируют сторонника коммунизма, а затем в ходе борьбы и личность коммуниста. Это первое, что следует уяснить по поводу пропаганды.
Чем отличается пропаганда от агитации?
«И то и другое есть привнесение сознательности в пролетариат, то есть внедрение в мировоззрение людей научных истин.
Пропаганда излагает, главным образом, теорию и теоретические положения, помогает разобраться с сущностью тех или иных явлений на основе научного понимания законов развития общества. Пропаганда обычно берёт в качестве объекта конкретное социальное явление и вскрывает его сущность через теоретическое изложение марксизма.
Агитация — это усечённый и упрощённый вариант пропаганды, направленный на усвоение одного или нескольких теоретических положений. Агитация обычно берёт в качестве объекта конкретный факт, с которым сталкиваются агитируемые лица, и наиболее доступным образом доказывает или указывает на его социальную причину. Иными словами, агитатор, отталкиваясь от факта, направляет мысль читателя, зрителя или слушателя на теоретическое положение марксизма о том или ином законе развития общества или сущности явления. Кроме того, агитатор старается воздействовать не только на знания агитируемых, но и особыми средствами на их настроение, вызывая желание встать на сторону сил прогресса и обеспечить их активную поддержку. Агитация имеет больший эмоциональный окрас, а навыки агитатора сопряжены с силой его харизмы и красноречия. Более обстоятельные средства — журнал, газета, книга, брошюра, доклад — по общему правилу используются в пропаганде, а листовка, речь, декларация, беседа, плакат, карикатура, видеоролик и тому подобное — в агитации. Агитация по своим основным свойствам способна воздействовать на более широкий круг лиц, чем пропаганда».
Сегодня пропаганда выдвигается на первый план, и это отличает нашу ситуацию от начала XX века.
Второе, что следует уяснить, — это то, что пропагандист, как и агитатор, должен стать существенно более образованным в области марксистской теории по сравнению со своим читателем. То есть недопустимо, чтобы пропагандист руководствовался принципом «главное начать, а там будем вместе разбираться…».
Или, иными словами, пропагандист должен браться за дело только тогда, когда сам разобрался досконально. Должен быть ответственным. Ответственный подход к делу и прямота — сопутствие завоеванию авторитета.
Отсюда следует, что нормальная пропаганда не совместима с превращением издательской деятельности в дискуссионную площадку, выяснение отношений, полемик, место для склок или личных мнений. Сначала нужно разобраться с теорией, прийти к единомыслию, а затем уже представлять публике свою позицию и стараться увлечь людей за собой.
У нас, прорывцев, такая позиция имеется, поэтому мы предлагаем нашим сторонникам её внимательно изучить и самостоятельно, добровольно и добросовестно к ней прийти. Если есть сомнения или несогласия, значит, или их необходимо самостоятельно изживать, или нам не по пути.
Третье — в основе пропаганды коммунизма лежит разработанная и разрабатываемая теория коммунизма. Не эмоциональное соучастие, не обострённое чувство справедливости, не классовое чутьё, не желание вернуть Советскую власть, а научное мировоззрение: от фундаментальных истин диаматики до прозорливого видения коммунистического будущего всего человечества.
Если обобщить сказанное, то можно подумать, что настоящим пропагандистом может стать только глубоко вспахавший почву теоретик. Это и так и не так.
В идеале пропагандист и должен быть теоретиком. Более того, пропаганда часто является средством развития самой теории. Но ничего идеального в жизни не бывает, поэтому всё необходимо рассматривать в процессе становления.
В деятельности по пропаганде марксизма есть элемент, который играет решающую роль в самообразовании — центральном звене в развитии личности марксиста, в превращении его в коммуниста. Это повторение уже известного своими словами.
Мне иногда говорят: «Дай тему для статьи». А когда я даю тему для статьи, разочарованно парируют, что об этом уже есть такая-то статья в газете и такая-то в журнале. И сетуют, что им всё равно не удастся написать лучше, чем уже написали старшие товарищи.
Дело здесь в том, что пропаганда именно так и работает — одна и та же мысль, одно и то же теоретическое положение повторяются десятки раз разными словами, на разных примерах жизни, на «свежем историческом материале». Идеала в этом смысле не существует. Иначе зачем было бы вообще что-то повторять за Марксом? Его всё равно не переплюнешь, он гений.
Причём как раз повторение можно подсмотреть у мастеров буржуазной пропаганды. Тиражирование одного и того же — это база всякой пропаганды, потому что так работает психика человека.
И дело не столько в поддержании внимания и концентрации. Уже не раз было сказано, что большинству навязано легкомысленное отношение к интеллектуальной работе. Чтобы достичь мастерства в любом «ручном» деле, нужно повторять операции десятки тысяч раз, оттачивать движения до автоматизма. Но чтобы разобраться в работах Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, якобы достаточно прочитать их один раз. Так это не работает.
То же и с пропагандой коммунизма. Чтобы донести какое-то либо теоретическое положение, необходимо его выразить во множестве различных статей, привести десятки аргументов, попробовать разные исторические подводки и связать его различным образом со всей системой марксистских истин. Читателю недостаточно один раз прочитать, ему нужно прочитать много раз и желательно в различных формулировках. Только так читатель и будет учиться думать.
Многократное повторение одного и того же — основа всякого результата. Ничего не бывает сделано хорошо с первого раза, в том числе и усвоение материала. Существует мастерство мыслить, существует мастерство политической ориентировки, существует привычка к пытливости и умение смотреть в корень — всему этому должна учить пропаганда коммунизма, многократное изложение марксистских истин.
Более того, чтобы правильно понять и хорошо усвоить прочитанное по поводу теории, это нужно продумать. И нет лучшего способа продумать усваиваемое, чем его пересказ, желательно для другого человека с целью его убеждения.
Поэтому вести пропаганду коммунизма нужно, максимально тиражируя нашу позицию в самых разных формулировках, на различном материале, разнообразным стилем подачи и так далее. При бескомпромиссном сохранении научного содержания!
Разумеется, пропаганда теории марксизма не ограничивается только повторением известного, сопряжена с развитием самой теории, её обогащением на основе практики. И это дело уже теоретиков.
Но теоретиками не рождаются. Нужно начинать писать высококачественные рефераты. И это немаловажная часть пропаганды, что не сознаётся многими начинающими литераторами.
Главное — не забывать сталинское «глубоко вспахивать почву и серьёзно просвещать головы».
https://prorivists.org/99_prop/
Комментарии 6