Город ив Пермском крае издавна славился как «солонка» России. В 17 веке ежегодный объем производства “соли-пермянки” превышал 7 млн. пудов, что составляло около 70% общероссийской выварочной соли.
Соборная площадь в Соликамске
Музей-заповедник «Сользавод – Соль России»
Прозвище “пермяк - соленые уши”, надолго прилипшее к жителям Пермской губернии, затем области, а ныне края - отсюда же. Когда соленос тащил на спине огромный 5-пудовый (80 кг) мешок, то вокруг него буквально вилось соляное облако. Защититься было невозможно, доставалось и шее, и лицу, но в первую очередь - ушам. Они от соли краснели и распухали. В Перми на одной из центральных улиц поставили небольшой памятник «Пермяк - соленые уши».
Памятник «Пермяк - соленые уши».
Солеваренных заводов на территории Прикамья было несколько, но до наших дней сохранился только один — Усть-Боровской, основанный купцом Александром Васильевичем Рязанцевым.
Рязанцев Александр Васильевич
Александр Васильевич Рязанцев, соликамский предприниматель, купец и солепромышленник, основатель Усть-Боровского солеваренного завода, родился в 1807 году. Начав предпринимательскую деятельность с мелкой торговли, он вскоре составил капитал и построил пильную и мукомольную мельницы. Однако в 1853 г. случился пожар и уничтожил предприятие. Рязанцев несколько лет находился на грани разорения, поправить дела ему удалось после 1862 г., когда купцам разрешили содержать питейные заведения. Полученные от питейных заведений доходы он решил направить в солеварение. Взяв в аренду Дедюхинский и Георгиевский солевареннные заводы и проработав в 1869-1872 гг. директором Соликамского общественного Черкасова банка, он смог в 1878-1882 гг. построить высокотехнологичный по тем временам солеваренный завод в селе Усть-Боровом.
Александр Васильевич Рязанцев
Земля для строительства завода арендовалась у местного общества крестьян, за что, помимо платы, Рязанцев обязался обучать детей в школе, нести расходы на медицинское обслуживание и обеспечивать рабочими местами на заводе.
Завод располагался на компактной территории, обладавшей богатыми соляными рассолами. Их концентрация вдвое превосходила средние для России того времени показатели.
Строительство завода осуществлялось по единому плану и в относительно короткие сроки: началось в 1878 году, а уже в 1882 году была выварена первая соль. К началу 20 в. здесь были заняты до 180 человек рабочих - это было одно из наиболее крупных промышленных предприятий Прикамья.
Полный комплекс соляного промысла включал рассолоподъёмные скважины и башни, соляные лари, варницы и соляные амбары.
Кроме основных сооружений в заводской комплекс входили и вспомогательные службы: механическая мастерская, кузницы, конюшни, силовая станция, жилые избы… Всего более 50 зданий.
Здание заводоуправления
Процесс выварки соли проходил по технологической цепочке: рассольная башня - соляной ларь - варница - соляной амбар.
Рассол выкачивали из-под земли.
Рассольная подъемная башня
Бурение соляных скважин до 1870 года производилось вручную: бур с силой опускался в землю с большой высоты, затем поворачивался с помощью ворота, поднимался, и из него выбивалась выбранная порода.
В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром “с край на край аршин без двух вершков” — 62 см.
По ней бадьями поднимали рассол. Проходка скважин таким образом занимала порой от 3 до 5 лет, а рассолоподъёмная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства.
С 18 в. стали применять насосы: над скважиной появился сруб рассолоподъемной башни, прототипом которой послужила башня крепостная. При помощи насосов, рассол из недр земли устремлялся на высоту третьего яруса башни. Сруб 12-метровой башни от подножия к верху сужается: верхние венцы срублены из более тонких бревен, а длина венцов убывает по высоте стены. Подобные конструкции над соляными скважинами не имеют аналогов в России.
Рассолоподъемная башня
Затем рассол по рассолоотводу самотёком поступал в соляной ларь – следующее звено технологической цепочки выварки соли.
Соляной ларь
Соляные лари на промыслах Прикамья появляются в последней четверти 18 века. Чтобы стены ларя под тяжестью рассола не выпучивало, попарно ставились вертикальные бревна. Пазы между ними тщательно проконопачивались и заливались смолой. Вся эта конструкция стянута “обручем” — горизонтальной деревянной рамой.
Соляной ларь
Сверху ларь накрывался двускатной крышей. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по которым рассол выпускался через отверстия в нижней части ларя непосредственно на цырены.
Цырен - большая сковорода для выварки соли из рассола. Иногда называется «чрен» или «црен».
Соляной ларь
Важнейшим элементом цикла была выварка соли. Варницы являлись основными сооружениями солеваренного завода.
Варница
Классический вид варницы, квадратной в плане с четырёхскатной кровлей и паровыходным отверстием, сложился в 18 веке и с тех пор практически не менялся. Только в 1895 году ко всем варницам были пристроены кирпичные трубы, что говорит об их преобразовании в белые, так называемые «баварские» варницы: под цыренами таких варниц устанавливались различной системы жаровые ходы, завершающиеся дымовыми трубами.
Варница
Соль вываривалась на цыренах – своеобразных противнях. Они имели размеры от 125 до 144 кв. м.
Цырен
Цырен
Изготавливались из листов железа толщиной 12 мм, которые сшивались между собой с помощью заклёпок. Кузнец–цыренщик был необходимым человеком на заводе. Только в 1940 году клёпаные цырены были заменены на сварные.
Сохранившийся фрагмент клепаного цырена
Рассол на цырен подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддержании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола откристаллизовывалась соль.
Её собирали специальными скребками в углы цырена, откуда она подавалась деревянными лопатами на деревянные настилы – полати. На них соль продолжала досушиваться.
Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего цырен чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом.
Готовая соль собиралась в рогожные мешки и доставлялась специальными рабочими-соленосами в амбары, так называемые «соляные магазейны», в которых накапливался годичный запас соли для её последующей отправки на баржах по Каме.
Внутри амбар делился на 10 секций – закромов, куда соль загружали сверху. так что каждый соленос - а среди них работали и женщины - много раз за день должен был подниматься с мешком под крышу и ссыпать из него соль.
Амбар поставлен у самой воды на ряжи — бревенчатые клетки. Они служили не только фундаментом для амбара, но и охраняли соль от намокания во время разлива реки. Для своего времени амбары являлись гигантскими постройками: длина – 52 м, ширина – 19 м, высота до конька крыши – 15 м. Загрузка и выгрузка амбаров первоначально производилась вручную.
Соляной амбар
Соляной амбар
Соленосы с мешками на спине по специально установленным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки на крыше амбаров.
Для мужчин устанавливался вес в 5 пудов (80 кг), для женщин 3.2 пуда (50 кг). Носили мешки на специальных деревянных приспособлениях, за спиной.
Позже были построены рельсовые солекатные дорожки – эстакады для выгрузки соли прямо в баржи, которые весной по большой воде вплотную подходили к амбару.
Перевозилась соль на рынки Нижнего Новгорода и Рыбинска по Каме и Волге на баржах владельцев завода и купцов, специализировавшихся на продаже соли. Для этого использовались специальные плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли. Одновременно шли несколько барж, объединенных в соляной караван.
До революции 1917 г. заводом владели несколько представителей семьи Рязанцевых, которые мало что изменили в его облике и технологических процессах производства соли. Самым крупным нововведением был переход в 1895 г. с черных варниц на белые. И после революции завод продолжал работать с высокой интенсивностью. Вместе с шестью другими солеваренными заводами Прикамья Усть-Боровской сользавод был объединен в трест "Пермсоль".
В 1923-24 гг. были произведены незначительные технические улучшения: некоторые конные солеподъемники были заменены электрическими, штанговые приводы на отдельных скважинах сменили электромоторы, был внедрен подогрев воздуха в варницах, применена искусственная тяга в топках. Мало что изменилось на заводе и с переходом его в 1930 г. в систему “Уралсольтреста".
Себестоимость выварочной соли росла, производство ее становилось все менее рентабельным, но завод продолжал работать и после Второй мировой войны. С начала 50-х гг. Усть-Боровской завод остался единственным действующим солеваренным предприятием Прикамья, так как остальные были закрыты в связи со строительством Камской гидроэлектростанции. Добыча соли сохранялась практически на дореволюционном уровне. Никаких кардинальных изменений не претерпели ни технология производства, ни оборудование, ни основные производственные сооружения.
В 1960 г. Усть-Боровской завод, называвшийся тогда Соликамским сользаводом, был передан на правах цеха заводу “Урал”, а с 1963 г. вошел в структуру Соликамского калийного комбината – мощного современного предприятия, лидера бывшего СССР в производстве калийных удобрений. Его руководители не были заинтересованы в модернизации нерентабельного производства и этим оказали бесценную услугу потомкам, сохранив в полной неприкосновенности все элементы технологического цикла выварки соли. Последним техническим нововведением остался переход еще в 50-е гг. с древесного топлива на каменный уголь.
1 января 1972 г. Усть-Боровской солеваренный завод был закрыт. Завершилась почти вековая история уникального промышленного предприятия, на котором в силу многих причин оказалась законсервированной в первозданном виде технология соледобычи 17 - 18 веков и полный комплекс производственного оборудования конца 19 века.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Горный парк имени П.П. Бажова в Златоусте Приходилось ли вам, дорогие друзья, бывать в детском парке, в котором вам было гораздо интереснее, чем вашим детям и уж тем более внукам? Мы в такой попали в уральском городе Златоусте (Челябинская обл.) и с огромным удовольствием провели там полдня. Дело в том, что он посвящен чудесным уральским сказам Павла Петровича Бажова, которые мы так хорошо знали в детстве. Не по книгам, так по фильмам-сказкам, мультфильмам или пластинкам. И все взрослые посетители этого прекрасного парка узнают и Медной горы хозяйку, и Данилу-мастера, и Огневушку-поскакушку, и Оленя-серебряное копытце. А дети - увы,в лучшем случ
#путевые_заметки_пр Однажды мы уже рассказывали вам в проекте #антирейтинг_пр про уродливую городскую скульптуру "Жених и невеста", что пугает брачующихся и случайных прохожих перед городским ЗАГСом города Павлово (Нижегородская обл.).
Музей – диорама «Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Мотовилихе».
Гора Вышка — самая высокая точка Перми, откуда открывается великолепный вид на город и Каму. Всего триста ступенек, и вы на вершине! Именно здесь находится Музей-диорама и мемориальный комплекс, посвященный событиям первой русской революции 1905 года в Мотовилихе, политической истории Перми 1905 года, истории района Мотовилихи, где в 1736 году на слиянии рек Большая и Малая Мотовилиха был заложен медеплавильный завод, получивший название Мотовилихинский. Поселения вокруг завода более 200 лет носило статус самостоятельного населенного пункта, называясь «Город-завод Мотовилиха», имея статус города. Название поселения
Город ив Пермском крае издавна славился как «солонка» России. В 17 веке ежегодный объем производства “соли-пермянки” превышал 7 млн. пудов, что составляло около 70% общероссийской выварочной соли.
Драматичная история церковной реформы и последующего за ней Раскола теснейшим образом переплетена с историей Нижегородского края, ибо даже истоки его именно здесь. А самые знаменитые антагонисты 17 века - реформатор патриарх Никон (1605-1681) и его бывший друг и соратник, а впоследствии непримиримый противник протопоп Аввакум (1620-1682) родились в соседних нижегородских селах! Осенью 2024 года нам довелось посетить несколько труднодоступных мест, в Нижегородской области, в которых жили, а зачастую и принимали мученическую смерть ревнители старой веры, "древлего благочестия". И мы обязательно расскажем вам об этой поездке. Но сегодня хотелось бы напомнить о поез
Рыцарский дом, он же костел Св. Гиацинта, в Выборге
В Выборге немало интереснейших исторических мест и зданий. Одно из них - костел Святого Гиацинта, или Рыцарский дом, расположенный на улице Водной Заставы.
Нижний посад города Тобольска более колоритен в отношении архитектуры, чем Верхний. Если Троицкий холм с расположенным на нем Софийским двором всегда был священным центром города (о нем мы уже рассказывали в предыдущих выпусках о Тобольске), то Нижний посад, или Нижний город, был центром деловой жизни: здесь селились купцы, чиновники и ремесленники, кипела торговля. Здесь же располагались гимназии — мужская и женская. Большинство «лучших частных домов» и иных зданий Нижнего посада сохранилось до наших дней, но в аварийном состоянии. Многие дома брошены и зияют пустыми оконницами, но почти каждое здание может похвастать прибитой к его стенам табличкой,
Начало здесь #Чердынь_пр Часть II. На семи холмах (продолжение) Между Троицким и Воскресенским холмами стоит изящная Спасская часовня в память 85 убиенных воинов.
85 убиенных — это погибшие в бою защитники Чердыни, которые 6 января 1547 года остановили вторжение ногайцев, шедших из-за Урала. Сражение произошло вблизи одного из форпостов на пути в Чердынь – деревушки Кондратьева Слобода – на льду реки Вишера.
Этот сквер появился в Тобольске не случайно: участников событий на Сенатской площади конвоировали к месту ссылки через этот сибирский город, а некоторые из них именно здесь отбывали наказание. С 1834 по 1859 гг. в Тобольске отбывали ссылку 15 декабристов: Н.А. Чижов, М.А. Фонвизин (племянник знаменитого писателя), С.Г. Краснокутский, А.П. Барятинский, В.И. Штейнгель, братья Бобрищевы-Пушкины, П.Н. Свистунов, И.А. Анненков, С.М. Семенов, Ф.Б. Вольф, А.М. Муравьев, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Муравьев, Ф.М. Башмаков. Дома Натальи Дмитриевны Фонвизиной и Прасковьи Егоровны Анненковой в Тобольске стали центрами культурной жизни города - там устраивались музыкальные и ли
Часть II. На семи холмах Как мы уже писали, город Чердынь стоит над рекой Колвой на семи холмах (как и Вечный город, между прочим!). И каждый холм имеет свое название: Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский и Старокладбищенский. О некоторых из них мы расскажем поподробнее.
Нет комментариев