"Те, кто управляет ветрами" - это те, кто управляет «Картиной Мира», так как вибрации основа всего, основа Мироздания, в том числе основа видимых образов, в том числе Знаков и всех Звуков».
(Катерина Лашина)
Староправославные ветры это есть вибрации:
1. Небесные
2. Земные
3. Человеческие
Ветры это энергия, это тот самый «пятый элемент», нами невидимый, но очень хорошо нами ощущаемый.
Ветры человеческие это дыхание, это аура…
Ветры земные это тот самый ветер, который мы хорошо знаем, который волнует воду, гнет деревья, создает ураганы и смерчи…
Ветры небесные это атмосферный ветер, ветер солнечный, тучи гоняющий.
Ветрам в древней славянской традиции отводилось очень важное и значимое место.
«…Как отмечено в словаре «Славянские древности», ветер – воплощение жизненной силы, дыхания, в славянском мировоззрении связан с жизнью и смертью. С воздухом, духом, с ветром славяне соотносили саму жизнь. В апокрифах говорится, что Бог вдыхает в человека душу…». Но вспомните, что и при прощании с жизнью, человек производит последний выдох, смерть – это один выдох, после которого нет вдоха. А вдох и выдох это тот же самый ВЕТЕР человеческий.
Самый известный бог ветра, из пантеона восточных славян, конечно, это Стрибог. Любопытно, что упоминали и почитали Стрибога вместе с Дажьбогом.
Имя Стрибога восходило к древнему корню "стрег" и означало "старый", "дядя по отцу", т.е. как бы его копия, образ. А отец это ни кто иной, как ГЛАВНЫЙ, а ГЛАВНЫЙ в Старом Православии это Велес.
Почитание Старого Бога (Стрибога) – почитание самой жизни, стремлением к Ладу, созданием и поддержанием крепкого семейного очага, достойным выполнением своего долга перед своим родом.
Считается, что вся совокупность главных богов славян – подобно тому, как она представлена на Збручском идоле – является символическим изображением Старого бога. Особые праздничные дни в честь Старого Бога не выделены, о нём надлежит помнить повседневно, а особенно – в дни, когда в мир приходит новый человек или потомство животных, вообще рождается нечто новое. То же, видимо, можно сказать и о случаях благополучного разрешения судьбоносных забот, избавления от недоли, неудачи.
Основные свойства ТРИГЛАВА:
1. Творец мира
2. Бог пространства
3. Верховный, Главный небесный бог
4. Родитель богов, в том числе прародитель ветров
5. Распорядитель жизни и смерти
6. Ведает круговоротом времени, погодой и непогодой, урожаем
7. Равно поддерживает и созидательное, и разрушительное начала, подает блага, но и посылает несчастья.
8. Создатель молний (стреловержец) как небесного огня, карающий бог.
9. Посмертный судья.
Понятно, что все перечисленные свойства принадлежат главному богу Велесу – Волосу.
Согласно мифам, родился Стрибог из дыхания бога Сварога, символизирующего род. И обязательно нужно помнить, что и "отцом" Дажбога также был Сварог. То есть когда в мифах речь идет о Сварожичах, вероятнее всего подразумеваются Дажбог и Стрибог. Из других функций, Стрибог отвечал за связь Верхнего и Нижнего миров.
Кстати, по свидетельствам фольклористов, культ Стрибога жил невероятно долго. Этого бога еще в XIX веке призывали мельники в придонских районах.
Отнюдь не Перун-Громовержец в представлении тогдашних славян был высшим божеством их пантеона…
«…В “Голубиной Книге” сказано: “У нас Белый вольный Свет зачался от Суда Божия…"
Творец и есть, тот самый, высший Судья мира,
«…тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече:
…Ни хытру, ни горазду,
ни пытьцю горазду
Суда Божиа не минути…».
Определение «…У нас Белый вольный Свет зачался от Суда Божия…», с очень большой вероятностью, относятся к Белбогу-Велесу. Из записей этрусколога П.П. Орешкина:
«…Главное действующее лицо потустороннего мира Этрусков – «МЕНЕОКА» - «АКОЕНЕМ», многоликое, т.е. имеющее много образов существо, оборотень, как и само его имя, которое можно прочитать слева направо как «ИЗМЕНЧИВЫЙ» и справа налево как «ОКАЯННЫЙ».
(Имя ВОЛОС, также читается как слева направо, так и наоборот.)
Существо это стоит на рубеже двух миров, охраняя вход в «Зазеркалье»… (наш мир предков – Навь).»
Изменчивый или оборотень, по-нашему, это бог Велес, это его главное свойство, значит он же и окаянный.
Слово ОКАЯННЫЙ, его этимология. Многие думают, что слово происходит от имени библейского персонажа Каина, но это не верно.
«…Сначала следует обратить внимание на очевидный факт – слово звучит как окаянный, а не окаинный, причём одно из другого фонетически не выведешь. Тут явно что-то не сходится: то ли Каина звали по-другому, то ли окаянный с ним никак не связано.
Как не сложно заметить, что окаянный вписывается в ряд причастий перешедших в разряд прилагательных:
обделить – обделённый; овеять – овеянный; огорчить – огорчённый;
одарить – одарённый; обдумать – обдуманный; окаять – окаянный.
Такого глагола в современном русском нет. Но что, если посмотреть в лингвистических памятниках?
Словарь древнерусского языка XI-XIV веков (том 6, страница 106) сообщает, что глагол окаяти действительно был и значил он «осудить». Там же можно найти и слово окаянный (окаяньный), причём в исчезнувшем значении «несчастный, злополучный, грешный»:
«…ѹвы ѡкаанномѹ ми» означающее «увы мне грешному…» (1397 год)
В свою очередь, окаяти – это приставочное производное от каяти «порицать, осуждать» («Словарь древнерусского языка XI-XIV веков», том 4, страницы 206–207)
Вероятно в этом значении и использовали слово «окаянный» этруски. Окаянный бог, означает бога, который осуждает и порицает не правильные поступки людей, приведшие к нарушению древних обычаев и традиций, преступивших закон, то есть бога – судию.
Б. А. Рыбаков предполагал, что Стрибог не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца Вселенной.
Некоторые выводы:
То есть, Стрибог эпитет или образ Белбога – Велеса, его дух, а Дажбог должен быть сыном Единого Белбога-Велеса.
И здесь нам в помощь христианское толкование Троицы, которое они в Старом Православии и заимствовали. Я имею ввиду, формулировку: «Отец – Сын – Дух Святой». Впервые термин «Троица» засвидетельствован у святителя Феофила Антиохийского (II век) в его сочинении «Против Автолика». Учение о Триедином Боге содержит три положения:
1)Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге, суть, Три Лица (Ипостаси или Личности): ОТЕЦ, СЫН, Святой ДУХ.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Все это в полной мере относится к Триглаву.
© Copyright: Александр Маряшов, 2023
Свидетельство о публикации №223120600911
Комментарии 20
подгоняли описания верований славян под христианскую картину мира проецируя роль Чернобога, который ассоциировался у них с олицетворением сил зла на некое
славянское хтоническое божество. Это видно прямо из текста. Чернобога называют "malumdeum". Под понятием "malum" подразумевается в латыни: "недостаток, несовершенство, порок, недочёт, беда, бедствие, несчастье, страдание, ущерб, вред, наказание, побои, оскорбление, поношение, преступление, злодеяние, недуг, болезнь"... И таково мнение большинства. Так называемый "Чернобог" это "тёмная" сторона Волоса-Велеса. Родноверы в корне НЕ ПРАВЫ.
И вокруг сплошной ****ец.
Ну, а Путин?
Ой, да что ты...
Путин - просто молодец!
Всё ***во, вор на воре
И чиновники - говно.
Но в естественном отборе
Путин - лучший, всё равно.
Нищета и крах повсюду,
Производство на нуле,
Но твердил и дальше буду:
Путин всё поднял в стране!
Медицина в полной жопе,
Нет ни пенсий, ни зарплат.
Но зато, не как в Европе -
То протест, то гейпарад!
С крыши падает сосулька
Вниз на землю кирпичом,
Ты прости за всё, бабулька!
Путин снова ни при чём.
Вновь людей на переходе
Сбил нетрезвый депутат?
Скажет вам любой в народе:
"Путин здесь не виноват."
Что бы где бы ни случилось,
Утонуло, взорвалось -
Видно так уж получилось,
Так уж видно повелось.
Все в России твёрдо знают
Самый главный аргумент -
Ни за что не отвечает
В государстве президент.
Я, конечно, принимаю
Всё на свете, господа...
Одного не понимаю -
На *** нужен он тогда?
тем надрывней слава,
Чем бездарней маршалы,
тем пышней парад.
Выползла из логова
ржавая держава,
Вызверилась бельмами
крашеных наград.
Плещутся над площадью
тухлые знамена,
Нищий ищет в ящике
плесневелый хлеб,
Ложью лупят рупоры:
"Вспомним поименно!"
Склеен-склепан с кляпами
всенародный склеп.
Лбы разбиты до крови
от земных поклонов,
Мы такие грозные –
Знайте нашу прыть
Мы своих угрохали
тридцать миллионов!
Это достижение
вам не перекрыть!
Крики заскорузлые
застревают в глотках,
Тянет трупной сладостью
с выжженных полей,
И бредут колодники
в орденских колодках,
И в глазах надсмотрщиков
плещется елей.
Думать не положено,
да и неохота,
Пафос вместо памяти,
дули вместо глаз,
Бантиками ленточки,
глянцевые фото,
Куклы на веревочках,
плюшевый экстаз
Для раба хорошего –
свежую солому,
Для его хозяина –
пышный каравай.
А за свой родной барак
пасть порвем любому,
Так, блин, и запомните!
Вольно! Наливай!
Русы, Русские - никогда не называли себя, - Славяне.
Русы, Русские - никогда не называли себя ,- Язычники.