15 марта исполняется 90 лет Юрию Бондареву. Человеку, на книгах которого воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Его романы и повести, посвящённые подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», стали классикой русской литературы. О Юрии Васильевиче Бондареве, его книгах и фильмах, снятым по его произведениям, мы беседуем с заслуженным артистом РСФСР, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Государственной премии РСФСР, участником движения «Бессмертный полк России» Борисом Токаревым.
Борис Васильевич, известно, что в ходе работы над фильмом «Горячий снег» Вы встречались с Юрием Бондаревым. Как это произошло? Какое впечатление произвёл на Вас Юрий Васильевич?
- Знаете, встреч было не так много, но первая мне запомнилась. Все произошло совершенно случайно. Он заехал по каким-то своим делам на студию, Мы с киногруппой рассматривали военные фотографии, и вдруг зашёл Юрий Васильевич. Он как-то долго и внимательно на меня смотрел, и я не знал, с чего начать разговор и надо ли, собственно, начинать. Но потом мы как-то разговорились и о сценарии, и о книге, и он спросил, приходилось ли мне служить в армии. Я ответил «да, конечно», и он произнёс такую фразу: «Всё получится». А потом, когда картина, что называется, «пошла», её купили практически все страны мира, была такая встреча, как говорится, «праздничная», и он сказал, что ему хотелось бы, чтобы последующие издания «Горячего снега» были с моим портретом на обложке. И я понял, что это всё - он меня благословил и признал.
На киносайтах пишут, что сыгранный Вами лейтенант Кузнецов стал фактически «образом эпохи» - тех молодых лейтенантов, что сразу со школьной скамьи ушли защищать Родину.
- Юрий Васильевич говорил, что нам удалось сделать самое главное. Что вот эти мальчишки - лейтенанты, рядовые с их задиристостью, влюблённостью в медсестру Таню - они же все в неё влюблены, она для них олицетворение мирной жизни, - всё это сохранилось в картине. У него же тоже, он говорил, была любовь на фронте.
Правда, что Вы поначалу даже отказывались от съёмок? Почему? Что Вас переубедило?
- У меня уже было много военных ролей. И когда Гавриил Георгиевич Егиазаров предложил мне сниматься в его картине, то, честно говоря, уже хотелось чего-то другого попробовать. Любой актёр хочет разноплановых ролей. А потом я внимательнейшим образом прочитал роман - не сценарий, а роман, и был просто потрясён. Я понял, что было бы огромной ошибкой, если бы я отказался. И от этого чувства вины я погружался и погружался в образ. Для меня стало крайне важно сняться в этой картине.
Вы уже не раз говорили, что съёмки фильма были очень тяжёлыми. Сначала в окружении настоящих танков, в сорокаградусный мороз, как в 1942-м под Сталинградом. А потом досъёмка в Подмосковье в мае, в тех же полушубках и валенках. А были эпизоды, которые не попали в окончательный вариант фильма?
- В картине, к большому сожалению, исчезла линия, связанная с генералом Бессоновым, которого играл Георгий Степанович Жжёнов. Генерал знает, что его сын находится в немецком плену. Там был большой эпизод, когда немцы с самолётов разбрасывали над артиллерийскими позициями листовки с портретом сына генерала Бессонова в окружении немецких офицеров, где он в госпитале пьёт с ними шампанское. Контрразведка хотела увезти генерала с переднего края. И комиссар - его играл Анатолий Борисович Кузнецов - на самом деле приехал его увезти, потому что они боялись, что он дрогнет. Наверняка ему тоже эти листовки попадали в руки. Но эпизод с этой историей был вырезан из фильма.
Странно, но после грандиозного успеха фильма «Горячий снег» других экранизаций прозы Юрия Бондарева практически не было. Может быть, боялись, что не смогут поддержать ту высокую планку, которую задала съёмочная группа «Горячего снега»? У Вас, когда Вы стали режиссёром, не было мысли воплотить произведения Юрия Бондарева на экране?
- У меня время от времени возникает такое желание - сделать картину о войне. Но я считаю, что до неё надо дойти, надо созреть. Это не может быть просто очередным фильмом, который ты делаешь. В какой-то момент мне даже показалось, что хватит, достаточно этих фильмов, что нужно остановиться. Но эта остановка нам дорого стоила. Потому что многих из молодого поколения мы потеряли. Они не знают ничего про это. А кино - это самая яркая, самая национальная память, самое сильное впечатление. Я считаю, что обязательно надо снимать кино о войне, даже повторяя какие-то старые военные картины.
Скоро мы будет отмечать полувековой юбилей выхода на экраны фильма «Горячий снег». Удивительно, но он ничуть не кажется устаревшим. А у Вас не было желания что-то изменить, подчеркнуть, поправить?
- Нет, переделать никогда ничего не хотелось. Если сейчас снимать римейк «Горячего снега», это будет совсем другое кино. Даже если оно будет легче с технической точки зрения, потому что можно использовать компьютерную графику. Но у нас там было всё настоящее. И танки, и самолёты. Постоянно рядом находилось несколько генералов, которые командовали пехотой, артиллеристами, самолётами. Целый штаб работал. И это давало определённый эффект. Очень точно была передана атмосфера. Наверное, такого уже невозможно достигнуть.
Романом «Горячий снег» Юрий Бондарев, фактически, создал движение «Бессмертный полк» - такими яркими и живыми получились герои книги, в данном случае «бессмертный взвод» лейтенанта Кузнецова, сыгранного Вами. Вы понимали, что встречаетесь, практически, с «живым классиком», человеком, которому суждено навеки войти в историю русской литературы?
- Вот уж никакого ощущения «живого классика» у него не было. Он вызывал к себе ощущение доверия. С ним сразу становилось легко, как будто ты знаешь этого человека много лет.
Почему, как Вы думаете, книги Юрия Бондарева до сих пор не потеряли свою актуальность, до сих пор современны?
- Потому что они о глубине человеческих чувств. Они не сиюминутны. Война - это не вестерн, где все здорово стреляют, здорово бегают и ловко уворачиваются от пуль. Мне, кстати, понравился фильм «Т-34». Здорово сделано, ребята играют потрясающе. Но, отклики в соцсетях были самые разные. И как написал один человек, всё это очень интересно, но похоже на приключения барона Мюнхгаузена. Разве можно сравнить с «Горячим снегом»? Для меня эти слова стали откровением и потрясением.
Вы, конечно, поздравите 15 марта Юрия Васильевича с юбилеем. Пожалуйста, передайте ему от всего движения «Бессмертный полк России» наше восхищение его подвигом, потому что такая жизнь, такие книги – это настоящий подвиг во имя России. А за что его хотели бы поблагодарить лично Вы?
- Я хотел бы поблагодарить его за то, что всегда, все эти годы, когда менялись идеалы, менялись принципы, он всегда оставался верен себе, верен своим товарищам и никогда не менял своих убеждений. Вот за это ему огромное спасибо.
Огромное Вам спасибо за интервью. Всего доброго!