В начале ноября 1917 г. по инициативе ВЦИК, собранного на Втором Съезде Советов, в Смольном состоялось совещание представителей петроградской литературно-художественной интеллигенции. На призыв Луначарского сотрудничать с Советской властью откликнулись художники Натан Альтман и Кузьма Петров-Водкин, театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд и трое поэтов — Владимир Маяковский, Александр Блок и Рюрик Ивнев. Обострённое чувство справедливости, сочувствие трудящимся, стремление к свободной и счастливой жизни привели поэтов в лагерь восставшего народа. Вместе с ними Великий Октябрь открыто поддержали Валерий Брюсов, Николай Асеев, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Николай Клюев, Андрей Белый, Илья Садофьев, Владимир Кириллов, Михаил Герасимов и другие.
Однако некоторые литераторы, такие, как Шершеневич, видели в сотрудничестве поэтов с Советской властью факт приспособленчества, «заискивания» и «хамелеонства». Отвечая на этот упрёк, брошенный Блоку и Маяковскому, Рюрик Ивнев, считавший их «нашими лучшими поэтами», писал: «И Блок и Маяковский всегда были глубоко революционны, они были всегда яростными врагами всего старого, ветхого, реакционного как в своём творчестве, так и в политике».
Послереволюционное творчество поэтов, поддержавших Великий Октябрь, стало объектом подлой клеветы со стороны его врагов. Так, например, Зинаида Гиппиус отказывала Блоку в праве называться человеком. Выступали против первых поэтов революции также Фёдор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская, Ариадна Тыркова, Николай Гумилёв, Юлий Айхенвальд, Георгий Чулков. Но в защиту поэтов решительно выступила большевистская печать — статьями Михаила Левидова, Петра Когана и других видных критиков-коммунистов, верно расценившими их творчество как «отходную старому миру, ликующий приветственный гимн социализму, демократии».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1