7 января 1942 - Лётчик-испытатель Николай Васильевич Герасимов поднял в воздух первый собранный в Ташкенте на эвакуированном заводе № 84 самолет ПС-84 (Ли-2).
Ли-2 был прекрасный самолет. Кое-где ему даже памятники поставили. Он был прост в управлении, всегда выдерживал нагрузки. На Ли-2 мы больше летали с целью забрасывания разведывательных групп и грузов партизанам», — так отзывался о Ли-2 летчик Михаил Жаков.
Михаил Петрович Жаков Этот самолет изначально предназначался для гражданских полетов. Однако он хорошо зарекомендовал себя в годы Великой Отечественной. Советские летчики выполняли с его помощью широкий спектр задач. Рассказываем, за что Ли-2 любили на фронте, и как он показал себя на войне.
Современный транспортник В 30-е годы одной из проблем ВВС Красной Армии было отсутствие современного транспортно-десантного самолета. Чтобы решить ее, советское руководство заключило договор о лицензионном производстве американского транспортного самолета DC-3 фирмы Дуглас. В СССР он выпускался для гражданского воздушного флота и армии.
ПС-84, 1941 год Выпуск самолета начался в 1939 году на авиационном заводе № 84 им. В.П. Чкалова в городе Химки. Самолет получил обозначение «пассажирский самолет завода № 84 (ПС-84)». Для ВВС Красной Армии были разработаны модификации ПС-84 в транспортно-десантном и санитарном вариантах.
DC-3, Улан-Батор, 2 июня 1939 Самолет ПС-84 являлся копией американского самолета Дуглас DС-3, но с переводом его размеров в метрическую систему. Кроме того, в ПС-84 были пересчитаны все элементы конструкции по советским нормам прочности. От этого выросла масса, но повысилась безопасность. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил конструктор Владимир Мясищев.
Владимир Михайлович Мясищев Боевое применение Первые транспортные самолеты ПС-84К приняли участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол и в Советско-финляндской войне. Машина хорошо зарекомендовала себя и получила положительные отзывы летчиков. Главными преимуществами ПС-84 стали надежность, экономичность и простота эксплуатации. К началу Великой Отечественной Гражданский воздушный флот СССР имел 72 таких самолета, еще около 55 машин находились в войсках. В первые же дни войны значительную часть гражданских машин передали в отдельные авиаотряды и группы.
Но этот самолет более известен как Ли-2, а не ПС-84. Связано это с тем, что в октябре 1941 года завод №84 был эвакуирован. Производство возобновилось 7 января 1942 года на заводе №34 в Ташкенте. В том же году самолет получил новое название Ли-2 по фамилии главного инженера завода № 84 Бориса Лисунова, руководившего его внедрением в производство.
Борис Павлович Лисунов В годы Великой Отечественной самолет выпускался в упрощенных военных модификациях. Была убрана отделка салона, буфет, туалет, отопление и вентиляция. При этом на самолет устанавливали бронеспинки для экипажа, защитное вооружение (башня стрелка и пулеметы по бортам), бомбодержатели, а также автопилот.
На фронте самолет выполнял разнообразный спектр задач. Ли-2 сбрасывал грузы партизанам, окруженным войскам, высаживал десанты, вывозил раненых (в том числе и из осажденного Севастополя), перевозил военное руководство, доставлял приказы, а также использовался как ночной бомбардировщик. Ли-2 мог поднять до тонны бомб, либо же до 26 десантников с вооружением или 18 лежащих раненых и до трех медработников.
«Я не хочу говорить о том, что мы должны умереть под Сталинградом. Мы — коммунисты, большевики, и мы должны победить! Наша смерть откроет дорогу врагу к нефтяным богатствам Каспия, к Астрахани и дальше, в глубь страны. Но чтобы победить, мы должны воевать в пять-шесть раз лучше, чем фашисты, злее, ожесточеннее. Николай Михеевич Горностаев
Ли-2 — мирная машина. Без прикрытия истребителей, которых здесь, на Сталинградском фронте, так не хватает, не обладая скоростью, достаточной для ухода от врага, без мощного вооружения этот самолет по всем законам не должен воевать в такой битве. А он воюет! И бьет фашистов! И будет бить еще лучше…», — вспоминал ветеран Николай Горностаев в книге «Мы воевали на Ли-2».
В 1942 -1945 годах на ташкентском авиазаводе было построено 2258 самолетов Ли-2 всех вариантов. В военно-транспортной авиации ВВС СССР самолет Ли-2 эксплуатировался до 1970-х годов, он стал одним из наиболее долговечных самолетов мира.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев