Твердо знаю, чего мы делать точно НЕ будем - не будем копировать американский «Шаттл»!
(академик В.П. Глушко, май 1974 г.)
Начало разработки проекта «Энергия-Буран» - 1974 год. Планировалось его использование в качестве транспортного средства в составе орбитальных комплексов «Мир» и «Мир-2».
Поначалу эта система планировалась как советское «повторение» аналогичной американской многоразовой системы «Спейс Шаттл». Проект назывался ОС-120.
В результате последующей работы появился вариант с орбитальным кораблём ОС-92, «переросший» затем в известный всему миру «Буран».
Изучив недостатки системы «Шаттл», наши руководители страны наконец-то вняли на призывы Глушко, и не стали повторять их систему. Да и повторять для нашей космической отрасли, чужие достижения было весьма как-то против традиций. Поэтому и создали новое – ракету-носитель тяжёлого класса, с частично многоразовыми элементами и корабль с достоинствами «Шаттла», но без его недостатков.
Система получалась такая, что РН могла доставлять на орбиту не только космический самолёт, но и другие грузы до 100 т. Кроме этого, бустеры для «Энергии» были сделаны прямо под эту систему, и с перспективой превращения их в многоразовые (те, странные наплывы на бустерах, что вы можете наблюдать на фото «Энергии-Бурана» есть ни что иное как обтекатели системы спасения ступени). То есть получалась не просто новая, а универсальная система, намного превосходящая американскую в техническом плане. Например, Буран» мог автоматически садиться на аэродром и был много безопаснее «Шаттла».
Увидев технические преимущества «Бурана», американцы тут же начали копировать советские технические решения - НАСА создало проект РН, где в котором орбитальный корабль заменялся одноразовым блоком. Но наши инженеры далеко обошли своих американских коллег: для «Энергии» был предусмотрен вариант с гораздо большей грузоподъёмностью – вариант «Вулкан». При присоединении к центральному блоку не четырёх, как для «Энергии», а восьми бустеров, получалась ракета-носитель с грузоподьёмностью в 200т!
Пока для американцев это лишь область мечтаний, а у нас уже есть вполне нормальная РН.
Начало летных испытаний - 1988 год. 15 ноября 1988 года «Буран» был выведен на орбиту в беспилотном варианте. Совершив 2 неполных витка вокруг Земли и выполнив необходимые маневры, орбитальный самолет приземлился на специальной посадочной полосе на космодроме «Байконур». Это был его единственный космический полет.
Основные характеристики «Бурана»:
Длина - 36,4м
Общая высота - 16,45м
Размах крыльев - 23,9м
Диаметр фюзеляжа - 5,6м
Размеры отсека полезного груза - 4,7х18,3м
Максимальная стартовая масса - 105т
Посадочная масса - 82т
Макс. масса доставляемого на орбиту груза - 30т
Макс. масса груза возвращаемого с орбиты - 20т
Продолжительность полета - от 7 до 30 суток
Экипаж - от 2 до 7 чел.
В начале 90-х годов программа «Буран» была закрыта. Очередной блестящий советский проект был убит предателями страны.
Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".
1) Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
2) Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
3) Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.
4) Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.
5) Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев