М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.
«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
Две экспедиции, 1948 и 1955 годов, были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11', не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой; экспедиция 1955 года была примечательна также поиском самой глубокой точки Северного Ледовитого океана, названной «депрессией Литке» (5449 м), и бурением дна океана для сбора геологических образцов.
Находился в эксплуатации до 1959 года.Ниже приводится историческая справка
Из Владивостока ледорез "Литке" вышел 13 июля 1934 года. Он прошел через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта сильные ветра прижали лед к берегу, из-за чего судно не смогло пройти и задержалось на десять суток. В это время моряки провели авиационную разведку местности, однако нового пути не открыли и решили идти заранее намеченным курсом.
Когда из-за смены ветров льды разделились, экспедиция продолжила путь на запад. Уже 4 августа судно достигло бухты Тикси, где пополнило запасы угля. Спустя неделю моряки подошли к островам Комсомольской Правды, где зимовали три парохода Первой Ленской экспедиции, державшей путь в Архангельск.
Несколько дней моряки потратили на то, чтобы провести пароход "Товарищ Сталин" к острову Диксон. Однако после этого у экспедиции ледореза возникла новая проблема — авиаразведка доложила, что вход в пролив Вилькицкого перегородила сплошная полоса льда шириной почти 16 морских миль.
Преодолеть трудный участок морякам помог ледокол "Ермак", находившийся в этом районе. Он пробил во льду проход, через который ледорез "Литке" вышел по направлению к мысу Челюскина, где экспедицию встречали буксир "Партизан Щетинкин" и пароход "Товарищ Сталин". Ледорез "Литке" провел буксир на чистую воду, а затем вместе с пароходом "Товарищ Сталин" ко 2 сентября вошел в бухту Диксон.
В бухте Диксон ледорез "Литке" оставался до 14 сентября, обслуживая экспедиции, ходившие в Карском море. Через несколько дней, 17 сентября судно прошло пролив Югорский Шар и к 20 сентября встало на якорь в Мурманске.
Главная заслуга ледореза "Литке" была в том, что, пройдя Северным морским путем, он на своем примере показал методику продвижения в сложных условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиаразведкой. В 1935 году тем же маршрутом с востока на запад прошли пароходы "Искра" и "Ванцетти" и с запада на восток "Анадырь" и "Сталинград".
Информация подготовлена на основе открытых источников.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев