Точность, изумившая мир!
14 сентября 1959 года ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВПЕРВЫЕ ДОСТИГЛО ИНОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА - на Луну был доставлен вымпел СССР!
14 сентября 1959 года в 00 ч. 02 мин. 24 сек. московского времени советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Впервые в истории был осуществлён космический полёт с Земли на другое небесное тело. Изготовлена станция была в королёвском ОКБ-1. Её масса составляла 390,2 кг. Диаметр шаровидного корпуса – чуть больше 1 метра.
Запуск станции был произведён 12 сентября 1959 года с космодрома Байконур ракетой-носителем (РН) «Восток-Л» семейства Р-7. Чтобы обеспечить достижение аппаратом Луны (со второй космической скоростью), потребовалось осуществить модификацию ракеты-носителя. РН была снабжена третьей ступенью - блоком «Е» с двигателем РД-0105, созданным на предприятии «Конструкторское бюро химавтоматики» (ОКБ-154).
На станции «Луна-2» было установлено научное оборудование - сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов.
Проводилось исследование магнитных полей Земли и Луны; исследование поясов радиации, расположенных вокруг Земли; исследование интенсивности и вариации интенсивности космического излучения; исследование тяжёлых ядер в космическом излучении; изучение газовой компоненты межпланетного вещества; изучение метеорных частиц.
Подтвердились данные «Луны-1» о том, что Луна не имеет заметного магнитного поля, что вокруг неё нет радиационных поясов. По мере приближения к лунной поверхности было обнаружено некоторое увеличение концентрации газовой компоненты по сравнению с межпланетным пространством.
Одним из важных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра.
Траектория станции была задана для прямого попадания в Луну.
Геоцентрическая часть орбиты «Луны-2» была гиперболической, впервые была превышена вторая космическая скорость. Аппарат не имел собственной двигательной установки, поэтому не было коррекции орбиты, не было и торможения скорости при сближении с Луной. На участке разгона, пока работали системы управления трёх ступеней, последовательно в течение 12 мин. были сформированы последующие траектории полёта так, чтобы попасть в центр видимого диска Луны диаметром всего 3476 км.
• Ошибка в определении скорости ракеты при выключении двигателя всего на один метр в секунду, то есть на 0,01% от величины полной скорости, приводит к отклонению точки встречи с Луной на 250 км
• Отклонение вектора скорости от расчётного направления на одну угловую минуту приведёт к смещению точки встречи на 200 км.
• Отклонение времени старта с Земли от расчётного на десять секунд вызывает смещение точки встречи на поверхности Луны на 200 км.
Очевидно, что обеспечение такой точности управления ракетой представляла собой весьма сложную задачу. Однако она была решена с изумившей мир точностью.
Руководитель американской космической программы, бывший главный конструктор немецкой ракеты Фау-2 Вернер фон Браун так оценил запуск «Луны-2»:
"Россия намного обогнала Соединённые Штаты в отношении космических проектов и никакими деньгами нельзя купить упущенное время..."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев