Хотите узнать, какой именно представлял себе Лев Николаевич свою трагическую героиню? Для этого нужно взглянуть на портрет Марии Гартунг — старшей дочери Александра Пушкина. И тогда перед вами предстанет именно то лицо, которое стояло перед глазами у Толстого, когда он описывал Анну Каренину.
В Государственном музее Льва Толстого есть её портрет (на картинке), выполненный русским живописцем Иваном Макаровым в 1860 году. Он иллюстрирует раздел музея, посвящённый Анне Карениной. Обратите внимание на жемчужные бусы и цветы в волосах.
Лев Толстой познакомился с ней в самом начале 1868 года, когда Марии было 35 лет. Сестра жены Толстого Татьяна Кузьминская в своих записках "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне" позже вспоминала:
"Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, он сам признавал это".
До этого, пишет Кузьминская в тех же воспоминаниях, Толстой спрашивал, кто это. И когда узнал, что перед ним дочь Пушкина, отреагировал следующим образом:
"- Да-а, - протянул он, - теперь я понимаю... Ты посмотри, какие у неё арабские завитки на затылке. Удивительно породистые".
А теперь вспомним описание Анны Карениной, которое встречает читателя в романе:
"На голове у неё, в чёрных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу".
И завитки отмечены, и жемчужные бусы... Ну и раз уж сестра его жены так убёжденно говорит, что именно внешность Марии Гартунг описывал Лев Толстой, почему бы ей не поверить.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2