Какая-то информация стала просачиваться наружу уже в 1944 году, когда первые образцы сверхтяжёлого танка были реализованы в металле. Впрочем, степень достоверности этой информации была довольно низкой. Источники информации были самыми разными — от военнопленных до информаторов из нейтральных государств. В результате к концу января 1945 года у британской военной разведки имелась целая плеяда различных боевых машин — какая из них была настоящей, оставалось только догадываться. Несколько из более чем десятка «обнаруженных» проектов носили имя Maus или Mauschen. Ещё один назывался Mammuth — поэтому возник слух, что первоначально машина называлась «Мамонтом», что не соответствует действительности. Всего же в своеобразный хит-парад сверхтяжёлых немецких проектов вошли такие боевые машины:
«Танк обороны». Боевая масса — 120 т, толщина брони — 180 мм, планировался выпускаться на заводе Steyr в Австрии (завод Nibelungenwerk действительно принадлежал Steyr и имел отношение к Pz.Kpfw.Maus);
Maus. Боевая масса — 70-75 т, дизельные двигатели, 105-мм орудие, подвеска «Тигра», разработан Порше, находится в Бёблингене;
Maus. Боевая масса — 160 т, разработан Порше, находится на заводе Krupp;
Maus. Боевая масса — 120 т, толщина брони — 350 мм, вооружение состоит из 1 пушки калибра 150 мм, 2 пушек калибра 105 мм, а также 3 пулемётов калибра 12 мм. Находится в Бёблингене;
Maus, находится в Бёблингене, ввиду уничтожения производства выпуск планируется в Линце;
Mauschen. Боевая масса — 100 т, орудие калибра 120 мм и выше, двигатель BMW, изготовлен на Alkett;
Mauschen и Mammut, два новых тяжёлых танка с орудиями калибра не менее 150 мм;
новый танк типа «Тигра» с круглой башней и 105-мм орудием;
Adolf Hitler Panzer, вооружение состоит из 1 пушки калибра 88 мм в корпусе и 1 пушки калибра 88 мм в башне, а также пулемётов и 20-мм автоматической пушки. Расход топлива — 700-1000 л на 100 км;
Eisener Ferdinand, неизвестный танк с орудием калибра не менее 180 мм;
Eisener Ferdinand, или Starner Gustav, или Eisener Gustav, вооружение состоит из 220-мм гаубицы, 2 орудий калибра 75 мм, 6 пулемётов, 2 огнемётов, очень толстая броня, экипаж — 16-18 человек.
Фактически что-то похожее на правду имело место в первом и третьем случае, другой вопрос, что боевую массу 120 или 160 т имели предварительные проекты танка. Правдой было то, что танк находился в Бёблингене, а также то, что его разработкой руководил Фердинанд Порше. В целом же информация мало чем могла помочь, поскольку не несла ничего конкретного. Не сильно лучше ситуация обстояла и у других разведок, включая французскую. Впрочем, французам повезло больше. В архивной переписке нашлась информация о танке, который описал немецкий военнопленный. Этот доклад, датированный 5 января 1945 года, более подробен, чем британские данные:
«Следующие разведывательные данные получены военнопленным, капралом Панкрацом Цейсом из 551-й ремонтной танковой роты. Он 12 лет проработал автомехаником, работал на заводе “Мессершмитт”, ремонтировал танковые моторы, автомобильные двигатели, а также занимался обслуживанием военной техники.
С июня по 19 августа 1944 года он сопровождал работы по танковым агрегатам на заводе Nibelingenwerk. Также он хорошо изучил конструкции танков Pz.III и IV, а также последнюю модель танка Tiger II, который строился на этом заводе, но последнюю в ограниченном объёме.
Военнопленный узнал от танкистов некоторые детали конструкции секретного танка, находившегося в танковых казармах Бёблингена под Штутгартом. Характеристики танка следующие:
Название: Маус
Масса: 120 т
Бронирование: башня 350 мм, такая же толщина у надстройки и корпуса.
Остальные данные военнопленному неизвестны.
Вооружение:
150-мм пушка и 2 пушки калибра 105 мм
Три пулемёта калибра 12 мм в башне
Один пулемёт в корпусе
Используются обычные и транспортные гусеничные ленты
Съёмные катки для перевозки по железной дороге.
Разработка танка началась в марте 1943 года, но военнопленный не знает, как зовут главного конструктора»
Фактически капрал Цейс повторил информацию о той машине, что шла у англичан под номером 4, добавив некоторые подробности, часть из которых не имела отношения к реальности. Всё, что знала союзная разведка — это сам факт существования некоего мега-танка, разработанного Фердинандом Порше и находящегося в Бёблингене. Впрочем, советская разведка не знала на тот момент и этого.
Под конец войны Бёблинген оказался в американской зоне оккупации, но там уже ничего не было. Ещё за полгода до окончания войны оба образца Pz.Kpfw.Maus оказались в Куммерсдорфе. В итоге обе машины (из них одна повреждённая, а вторая подорванная) стали советскими трофеями. Вместе с танками Красной армии досталось и много технической документации, сохранившейся как на Куммерсдорфском полигоне, так и в Берлине. Можно сказать, что советская сторона получила наиболее полный объём материалов. Вместе с тем, в Бёблингене до конца войны оставался Карл Фрёлих, специалист по подвеске. До самого конца войны он работал начальником мастерских в Бёблингене, где, собственно говоря, и дособирались оба танка.
Комментарии 1