Pz.Kpfw. Maus является одним из известнейших немецких танков. Он стал самым тяжёлым танком в истории, по крайней мере среди тех, что были построены. Обычно мнения публики насчёт Pz.Kpfw. Maus диаметрально противоположные. Одни считают, что этот танк был чуть ли не палочкой-выручалочкой для вермахта, другие же приписывают детищу Porsche K.G. славу той самой увесистой соломинки, что сломала хребет немецкой танковой промышленности.
Как обычно, истина где-то посередине. Палочкой-выручалочкой Pz.Kpfw.Maus не был, хотя, попади он на поле боя, мог бы сильно попортить крови армиям антигитлеровской коалиции. При этом для его производства немецкой танковой промышленности отнюдь не требовалось прикладывать каких-то героических усилий. Правда, на момент постройки первого опытного образца немецкой промышленности нанесли такой ущерб, что серийный выпуск Pz.Kpfw.Maus стал невозможен ещё к осени 1943 года.
К началу 1943 года общая компоновка сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus оформилась. Башня расположилась в корме, основные узлы и агрегаты тоже заняли свои окончательные места. Вместе с тем изменения в конструкции продолжались. Менялся корпус: например, на макете, который был представлен во время совещания 21 января 1943 года, появились дополнительные броневые листы в лобовой части корпуса, которые прикрыли от вражеских снарядов траки и ленивцы. На том же совещании было решено увеличить диаметр люков механика-водителя и радиооператора до 500 мм, велась речь и о курсовой пулемётной установке.
Ещё большие изменения претерпела моторно-трансмиссионная группа. В феврале 1943 года стало ясно, что дизельные двигатели, предусмотренные по проектам Typ 205A и Typ 205B, явно не поспеют к сроку. Срочно потребовалась замена, и её довольно быстро удалось найти. Альтернативной силовой установкой стал авиационный V-образный двигатель Daimler-Benz DB.603.
Двигатель объёмом 44,5 литра был запущен в серию в мае 1942 года и предназначался прежде всего для установки на бомбардировщики. Его штатная версия DB.603 развивала мощность 1750 л.с., что было избыточно для танка. Поэтому 17 февраля 1943 года Порше сделал запрос в Рейхсминистерство вооружения и боеприпасов о запуске в серию дефорсированного варианта мотора. Мощность двигателя, получившего заводское обозначение MB.509, уменьшили до 1200 л.с. Всего 6-м отделом Департамента вооружений было заказано восемь моторов со сроком исполнения заказа с августа до конца 1943 года. Позднее заказ был увеличен до 180 двигателей, которые требовалось собрать к ноябрю 1944 года. Но в таких объёмах MB.509 не выпускался.
Комментарии 1