Круг подрядчиков снова расширился в ноябре 1939 года. Тогда началось исполнение контракта CA 71780 D/P от 28 сентября 1938 года, по которому планировалось изготовить 35 танков. На мощностях фирмы Schneider, которая должна была построить 6 Char B1 bis этой серии, за ноябрь был изготовлен всего один танк, а всего по этому контракту здесь удалось произвести три машины. Часть заказа пришлось передавать фирме Renault, где вместо четырёх танков построили семь, причём произошло это уже в ноябре. За два оставшихся месяца 1939 года FCM сдала четыре танка, а FAMH — шесть, исполнив свою часть контракта. Оставшиеся танки были построены на заводе AMX, с ноября 1939 года освоившем выпуск Char B1 bis. В ноябре завод в Сатори сдал три танка, в декабре — пять и в январе — оставшиеся семь, а также первый танк по контракту № 88 184 D/P от 21 марта 1939 года.
Почти все танки четвёртой серии отправились на формирование 41-го BCC. Машины с номерами 341–345 были названы в честь французских рек, оставшиеся (346–375) получили в качестве имён названия сортов французских вин.
Новый производитель, AMX, оказался и основным поставщиком B1 bis по следующему, пятому контракту. Последний из 12 заказанных танков это предприятие сдало в начале марта 1940 года. Фирма Schneider опять не выполнила обязательства, построив три танка вместо шести и сдав их в феврале 1940 года. Отдуваться и брать на себя долю конкурентов снова пришлось Renault, которая, впрочем, смогла закончить поставки в январе. Тогда же обязательства по контракту № 88 184 D/P выполнила и фирма FCM, сдавшая пять танков, а FAMH последний из шести Char B1 bis изготовила в начале февраля 1940 года. Танки 376–387 отправились в 49 BCC, остальные были распределены по другим частям. Все эти машины получили имена в честь сражений Первой мировой войны.
Следующий контракт, № 98105 D/P от 10 июля 1939 года, распределился следующим образом: Renault получила девять, Schneider — три, FAMH — шесть, FCM — пять и AMX – 12 машин. В целом его удалось выполнить за март — апрель. Танки получили номера 411–445 и были названы в честь французских военачальников.
Только в апреле 1940 года началось исполнение контракта № 98208 D/P, первого, заключённого после начала Второй мировой войны — 26 сентября 1939 года. На долю Renault на этот раз пришлось 18 машин, Scheider выпустил 6, FAMH и FCM по 14 и AMX — 18. С этого контракта присвоение танкам имён собственных утратило стройную систему, поскольку теперь они шли не столько на формирование новых частей, сколько на восполнение понесённых потерь. Большинство получило имена французских полководцев, но были и машины, которые назывались в честь сражений либо повторяли имена танков, выпущенных ранее. Такое практиковалось в 37 BCC, где имелись танки 449 Belfort II, 452 Verdun II, 453 Bretagne II.
Первая производственная программа военного периода, утверждённая 27 сентября 1939 года, предусматривала выпуск четырёхсот Char B1 bis. Кроме того, в дальнейших планах была и вторая часть этой программы, которая предусматривала выпуск ещё 418 танков. Таким образом, к 349 танкам, на которые уже имелись оформленные заказы, должны были добавиться ещё от 400 до 818 машин.
На деле ситуация оказалась далека от радужных перспектив, которые рисовали себе французские военачальники. Фактически военную программу промышленность начала выполнять только в мае 1940 года, когда началось немецкое наступление на Западе. При этом предприятие AMX было загружено работами по выпуску второй партии Char D2, да ещё стартовал выпуск лёгкого танка Renault R 40, который сменил на конвейере Renault R 35.
Всё это просто не могло не сказаться на темпах производства. Если в марте 1940 года завод в Сатори сдал девять Char B1 bis, то в марте и апреле — по семь, в мае — пять, а до 15 июня — ещё два танка. Часть нагрузки смогла на себя взять фирма Renault, но и её возможности были не безграничны. За март здесь сдали 16 танков, за апрель — 11, за май — 18 и ещё 8 — до 15 июня. Фирма Schneider за это время сдала в общей сложности 14 танков, FAMH — 37, а FCM — 19. Всего же до 15 июня 1940 года французские предприятия смогли сдать 403 танка Char B1, из которых 369 относились к модификации Char B1 bis.
При этом последние выпущенные машины из-за производственных проблем даже не имели башен. На последней стадии изготовления начался разнобой с присваиваемыми машинам номерами. Первоначальную систему нумерации сохранили на Renault и частично на FAMH, танки AMX имели номера 736–749, танки Schneider — 856–861, а танки FCM — 876–878. Зачастую танки последних партий даже не успевали получить имена собственные.
Нет комментариев