Несмотря на то, что танки оказались немного сырыми, как это часто бывает с опытными образцами, к концу 1932 года был сделан вывод, что они вполне пригодны для возложенных на них задач. Примерно в это же время из войск пошли и первые, причем не самые лестные отзывы по Char D1, а в 1932 году на испытания вышел Renault UZ, позже превратившийся в Char D2. Его унифицировали с Char B1 по башне.
Предполагалось, что в конце 1932 года будет подписан первый контракт на изготовление семи Char B1, но именно в этот момент началась новая фаза переговоров о разоружении в Женеве. Французские военные замерли в ожидании. Дело в том, что еще в 1930 году, во время Лондонской конференции, поднимался вопрос об ограничении боевой массы танков в 25 тонн. Несмотря на то, что в процессе переделки боевая масса Char B1 все же подросла, в этот лимит танк пока еще вписывался.
И вот в феврале 1932 года правила игры поменялись: британский премьер-министр Джеймс Рамсей Макдональд предложил ограничить калибр полевой артиллерии 105-ю миллиметрами, а массу танков — 16-ю тоннами. Такая цифра прозвучала неслучайно – именно столько весил британский трехбашенный Medium Tank Mk.III.
Прими участники Конференции битанское предложение, программу Char B можно было смело закрывать, а на его место встал бы Char D2. Впрочем, дебаты закончились ничем, а 23 октября 1933 года Германия и вовсе вышла из состава комиссии. Это означало одно – лимита на боевую массу не будет.
Имея более-менее отработанный Char B1 и проблемный Char D2, для которого в конце 1933 года лихорадочно пытались выбрать оптимальный мотор, французское пехотное командование сделало ставку на танк, созданный по концепции генерала Эстьена. Это оказалось большой ошибкой, поскольку по-настоящему массовым танком Char B1, в силу ряда причин, стать не мог. Но на тот момент казалось, что принято единственно верное решение.
13 марта 1934 года, спустя почти 13 лет после запуска программы Char B (и спустя почти 17 лет после начала работ над средними танками Schneider CA3), с фирмой Renault был подписан контракт №30 D/P на изготовление семи Char B1. Примерно в это же время танки 102 и 103 было решено привести в соответствие с серийными образцами. Танк 102 получил имя собственное Amorique, а танк 103 – Lorraine.
Еще до начала производства, в декабре 1933 года, в конструкцию Char B1 было внесено одно существенное изменение. По результатам эксплуатации Char D1 и опытных образцов Char D2 стало ясно, что башни ST1 и ST2 слишком маленькие. Поэтому было принято решение использовать башню APX 1, разработанную Ateliers de Puteaux (APX). Диаметр ее подбашенного погона вырос до 1022 мм, а сама башня стала заметно просторнее.
Впрочем, от главного недостатка избавиться уже не удалось. Первоначальная идея пулеметной башни и изначальный диаметр подбашенного погона от Renault FT, под который проектировались Char D и Char B, не оставляли шансов для установки двухместных башен.
Комментарии 1